Восстановлено:
--------------------------------------------------------------
Аксолотль пишет:
Однажды у Киплинга я встретил фразу, на первый взгляд плоскую и понятную, а на второй – противоречивую, как дзенский коан. Когда я прочитал этот афоризм, я не придал ему особого значения – ну подумаеш, гуляет кошка одна, и что в этом такого? Лишь потом, годы спустя, до меня дошел спрятанный за семью печатями понимания смысл.
«Кошка гуляет сама по себе». Это может означать не только то, что кошка гуляет в одиночестве. Однажды вечером, при безжизненном свете галогенной лампы я вглядывался в серые контуры алюминиевой ложки – такие же безжизненные, как и льющийся на них свет. Серые округлости, лежащие на светло-голубой поверхности стола под ртутным светом – эта обстановка искусственного порядка, граничащего с абсолютным нулём рафинированного небытия, с холодным подмигиванием раскаленной нейтронной звезды – пульсара, с гранями замороженных в жидком азоте ветвей остановившегося навеки огня – эта обстановка как ничто другое подходила для возникновения этой мысли. Это пришло как озарение. Мелькнул образ кошки, которая как гиперкуб сложилась в четвёртом измерении, и гуляет сама по себе.
«Сама по себе» - не значит в одиночестве. Это значит, что кошка действительно идёт по самой себе, по своей покрытой шерстью спине, как мы гуляем по ковру или по асфальту. Закрученная в четвёртом измерении, как лист Мёбиуса или как бутылка Клейна, кошка собственно является дорогой, по которой она и гуляет!
Кошка убрала когти, чтобы не поцарапать собственную спину. Кошка идёт по себе, как по бесконечной тропе, покрытой мехом. Эта меховая тропа идёт по другой такой же – даже не по другой, а по той же самой – по себе. Кошка закручена бесконечной спиралью, как раковина фрактальной улидки. Шерстистый фрактал ощупывает путь усами и оставляет за собой невидимый, но обладающий чётким запахом кошачьих фекалиев самой высшей пробы, след из иррациональных копролитов.
Самодостаточность кошачьего узла не вызывает сомнений. Парадоксальный завиток мяса и шерсти, кошка никак не взаимодействует с окружающим миром, нельзя конечно сказать, что кошка вне любой системы, но она определённо и не внутри. Взаимодействие кошки и реальности сведено к минимуму. Кошка – как атом, зависший в вакууме – вращающийся с невообразимой скоростью, но в то же время неподвижный. Кошка одна во вселенной. Все дороги ведут в Рим. Кошка тоже дорога, но ведёт она в никуда.
С кошкой, гуляющей по себе вобщем всё понятно. Но в реале мы видим кошек, гуляющих по линолеуму, по деревянным доскам, по свежевыпавшему снегу, по асфальту, по мокрому песку и даже по опасным высотам карнизов и труб теплового отопления. На эту тему у меня есть две версии:
1.) У кошек может иметься некая медитативная практика, вроде нашей йоги, которая приводит к расширению кошачьего сознания. Эта практика называется «прогулка по себе», что означает полную изоляцию гуляющего от раздражителей извне. Люди тоже практикуют медитативные прогулки по лабиринтам, а кошка должна уметь быть лабиринтом для себя. Кошки часто потягиваются, лижут себя под хвостом – кто знает, возможно, это подготавливающие к медитации упражнения? Как известно, кошка спит 3/4 своей жизни. Но может быть, это не сон, а «прогулка по себе»?
2.) Версия вторая: речь идёт не о кошках в традиционном понимании этого слова, то есть как о пушистых звирьюшках небольшого роста, а об неком абстрактном божестве – о Кошечке, может быть. Культ Кошечки стар как мир. Ещё древние египтяне почитали Кошечку как священное животное. Кошечка может быть богиня хаоса, лафкрафтовский Азатот, то есть «Существо Извне». Кошечка находится вне мира, она созерцает его со стороны, как будто смотрит в замутнённое зеркало. Взаимоотношения реальности и Кошечки сложны и противоречивы. Кошечка – больше вселенной, и меньше электрона. Кошечка везде и нигде.
Обе версии одинаково абсурдны, и совершенно не исключают друг друга. Непонятно только, откуда Киплинг обо всём этом узнал?