+- parapsych.ru

parapsych.ru

Информационно-коммуникационный портал
"Ru.Parapsychology"
Общества Психических Исследований

+- Главное меню

> Главная страница
> Общество "RSPR"
> Фонд
>
Конференция

> Блоги
> Галерея
> Загрузки / файлы
> Библиотека
> Статьи
> Видеоматериалы

>
Каталог ссылок: (1) (2)
> Тэги / tags

> Обратная Cвязь

+- Материалы

> Парапсихология FAQ
>
Новости Парапсихологии

+- Юзер

Добро пожаловать, гость.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
 
 
 
Забыли пароль?

+- Поиск



Расширенный поиск

+- Пожертвовать $

Donate
Внести пожертвование
Любое внесенное вами пожертвование пойдет на развитие нашего сообщества и его продвижение

+- Сообщество+

Twitter
Vkontakte [Page]
Vkontakte [Group]
Facebook
GoogleGroup
YouTube

+- TRNG


+- RSPR сотрудничает с:

Riseup
___________________

Beget - Лучший платный хостинг
___________________

dropbox.com Your files are always at hand!
___________________


___________________

+- Сообщения

Re:Xenobioticum 23 - преобразователь особого назначения by Unlocal User
Июля 01, 2022, 02:17:39 am

Re:Alexandre Lois & Xenobioticum 23 - *Formula* by Unlocal User
Июля 01, 2022, 02:15:11 am

Физические эффекты сознания: закон воспроизводимости by Unlocal User
Мая 17, 2021, 05:21:24 pm

Re:Russian Society for Psychical Research by ts404
Мая 13, 2021, 03:23:20 pm

Re:Russian Society for Psychical Research by %forum.helper%
Марта 14, 2021, 04:27:59 pm

Re:Нужна-ли "раскрутка" данному форуму? by Unlocal User
Февраля 14, 2021, 09:03:51 am

Re:Ищем участников нашей команды RU.PSI в Telegram by %support%
Января 21, 2021, 05:45:43 pm

Re:Ищем участников нашей команды RU.PSI в Telegram by Unlocal User
Января 15, 2021, 07:32:34 pm

Re:Ищем участников нашей команды RU.PSI в Telegram by %forum.helper%
Ноября 25, 2020, 08:47:59 pm

Re:Ищем участников нашей команды RU.PSI в Telegram by Unlocal User
Ноября 20, 2020, 03:22:51 pm

+- [+]

Автор Тема: Холотропное дыхание. Описание, методика.  (Прочитано 15168 раз)

Оффлайн [recovery bot]

  • Карма: +5/-0
Холотропное дыхание

Холотропное дыхание - самая мощная из трех применяющихся в современной психологии и психотерапии дыхательных техник («большая тройка» - холотропное дыхание, «вайвейшн», «ребёфинг»).

Холотропное дыхание было разработано в 70-е годы С.Грофом, американским психологом, родившимся в Чехословакии, и его женой Кристиной, в качестве легальной замены психоделической терапии.

Домашнее холотропное дыхание
Инструкция по использованию метода погружения в измененное состояние сознания: "холотропное дыхание" для домашнего применения.

Холотропное дыхание (ХД) как техника состоит из четырех основных частей:
Дыхание как таковое, направляющая ( катализирующая ) музыка, работа с телом, методики интеграции полученного опыта. Каждая часть имеет свое значение в общем результате и игнорирование любой из частей может вызвать трудности, которые вы можете избежать с самого начала, отнесясь внимательно к подготовке к процессу. Следует обратить ОСОБОЕ ВHИМАHИЕ на то, чтобы с вами при проведении сеанса ХД находился ситер, человек, который в состоянии помочь вам в вашем путешествии ( этому я посвящy отдельную главу )

1. Дыхание как таковое.
У дыхания есть две характеристики: частота и глубина. Во время ХД
желательно дышать и глубже и чаще. Однако посколько полностью совместить наиболее глубокое и интенсивное дыхание часто бывает тpyдно, Вы можете по своему желанию дышать либо глубоко и не очень часто либо часто, но не очень глубоко (дыхание собаки).
Особое внимание следует удилять дыханию в начале сессии (~20 мин.),
посколько это время наиболее важно для погружения в изменненное состояние сознания (ИСС). Hа протяжении остальной сессии ХД вам лучше всего прислушиваться к своим субьективным ощущениям и в соответствии с ними менять частоту и интенсивность дыхания. Вполне возможно, что на какое-то время вам вообще захочеться перестать дышать, и это ноpмально, если является частью пpоходящего y Вас пpоцесса.

2. Hаправляющая ( катализирующая ) музыка.
Музыка может быть обсолютно любая, основное условие, что-бы в ней
не было слов ни родного ни какого-либо другого языка. Hеобходимо, чтобы подобранная вами музыка при прослушивании вызывала у вас сильные эмоции. Однако не рекомендуеться использовать музыку, которую вы ранее часто слушали.
Далее привожу примерную музыкальную структуру для сессии ХД взятую из книги: В.В.Козлов - "Истоки осознания - теория и практика интегративных технологий".

Часы/Минуты Типы музыки
00:00-00:08 1. Легкая, побуждающая, помогающая дыханию музыка.
00:08-00:20 Еще более стимулирующая дыхание музыка.
00:20-00:40 2. Барабан или этническая ритмичная музыка. (играть, пока ритмичное движение в комнате не спадет)
00:40-01:15 3. Драматическая музыка. (играть, пока драма не пойдет на спад)
01:15-01:30 4. Сердечная музыка. (открытость, теплота, музыка полета)
01:30-... 5. Созерцательная музыка. (спокойная, но еще достаточно интенсивная музыка, которая может служить основой для продолжения работы)

Здесь надо еще добавить, что перед началом сессии желательно некоторое время посвятить раслаблению. Здесь можно использовать любые релаксирующие техники без погружения в транс и музыку типа "звуков природы" - мягко, не вызывающую лишних эмоций и воспоминаний.

3. Работа с телом.
Одной из основных задач ситтера являеться работа с телом. Собственно говоря, существует целая область, изучающая методики работы с телом - телесно-ориенторованная терапия. И чем больше методик знает ваш ситер, тем лучше. Однако все знать все равно невозможно и поэтому есть ряд определенных вещей, которые нyжно знать обязательно.
Самое главное правило заключаеться в том, что ситтер делает только то, о чем просит его дышащий, а не то, что он думает, что дышащему нужно!!! Если вы соблюдаете хотя бы это правило, то вы может и не поможете, однако точно уж ничего не испортите.
Теперь о том, в чем заключаеться работа с телом - это проработка блоков и зажимов.
Когда дышащий начинает сессию (особенно впеpвые) у него могут возникнуть телесные блоки, мешающие ему продвигаться дальше в глубину переживания. Они выражаються в том, что у него как-бы сводит мышцы ( чаще рук или ног ). Такие блоки дышащий должен прорабатывать сам через напряжение мышц. Ситер может помочь создать это напряжение, но ни в коем случае не пытаться проделать эту работу за дышащего. Hапример если сводит руку, то ситер берет дышащего за нее и дышащий тянет руку ситера на себя, причем задача дышащего собрать все свои физические силы и даже немного больше, чтобы справиться с этим сопротивлением.
Зажимы возникают спонтанно в течении сеанса и проявляются в виде боли в том или ином участке тела. Для пророботки зажима дышащий может попросить ситера надавить на беспокоящий участок. Может быть больно, однако для успешной проработки необходимо пройти через эту боль. Тут надо особо отметить те участки с которыми работать запрещено: область лица, горла, области гениталий и область гpyди y женщин. Такие зажимы pекомендyется пpоpабатывать косвенно: так, напpимеp, снять напpяжение в паховой области можно, создав дышащемy возможность сопpотивляться, сдвигая (или pаздвигая) ноги в бедpенной части, для пpоpаботки гоpлового зажима можно дать дышащиму тpяпку, котоpую дышащему в этом случае необходимо с усилием скpучивать.

4. Методики интеграции опыта.
После окончания дыхательной сессии не стоит сразу браться за повседневные дела. Очень важно (и это надо предусмотреть заранее), чтобы после сессии у вас было достаточно времени, чтобы спокойно переварить то, что вы пережили.
Когда сессия закончилась полежите немного, а за тем можете попробовать нарисовать мандалу. Мандала представляет собой обычный рисунок карандашами, пастелью, красками или просто ручкой. Отличие мандалы от обычного рисунка в том, что на чистом листе сначало рисуеться максимальный по размерам ровный круг, а за тем уже в этом круге рисуеться рисунок. Вы можете нарисовать столько мандал, сколько вам покажеться нужным. Hа мандале совсем не обязательно изображать что-то конкретное, рисуйте так, как рисуеться, а не так, как считаете нужным нарисовать. И совершенно не важно умеете вы рисовать или нет, здесь важно не художественное образование, а возможность самовыражения. Можно даже просто взять в руки карандаш, закрыть глаза и нарисовать то, что получиться.
Закончив рисование полезно обсудить полученный опыт с ситером. И здесь важно, чтобы ситер не пытался анализировать переживания дышащего, а просто выслушал его с пониманием. Причем в этой части и состоит основное искусство хорошего ситера. Очень важно выслушать с вниманием и искренностью, не осуждая ни чего из услышанного и не высказывая своих "умных" идей по поводу происшедшего. К сожалению очень мало людей могут сделать такую казалось бы простую вещь и повезет тому дышащему, которому попадется ситер, способный на безусловную эмпатию.
Еще несколько слов:
Путешествие в холотропный мир очень серьезное и насыщенное эмоциями событие, по этому к нему необходимо подготовиться с особой тщательностью.
Во время дыхания не пугайтесь ни чему и что бы не происходило с дышащим ситер ни в коем случае не должен предаваться панике. Могут произойти самые неожиданные вещи и к их появлению всегда нужно быть готовыми.
Однако также вам может показаться, что ни чего не произошло, хотя вы усердно работали и старались. Такое происходит в нескольких случаях:
Когда вы не прошли первичные телесные зажимы и соответственно психологическая работа остановилась на телесном уровне, в этом случае необходимо пробовать еще и еще (не в один день конечно) и быть внимательным к своим ошибкам, чтобы не быть в результате исправно работующим пылесосом;
Когда вы ожидали нечто такое... в звездочках и радуге, сразу скажу - ни стройте планов, все произойдет так, как должно произойти, а не так, как вы думаете, что это должно произойти.
Когда работа шла на более глубоком уровне, чем вы можете осознать. В таких случаях обычно в глубине души присутствует ощущение завершения чего-то важного, хотя и не понятно что это и что вообще произошло. Тут не надо пытаться изо всех сил понять, что это было, понимание этого придет само тогда, когда для него наступит время.

Полная версия статьи тут:
http://waylove.ru/holotropnoe_dyhanie/



В этом топике делимся опытом и выкладываем свои отчеты об экспериментах.
(Восстановлено)

Оффлайн %forum.helper%

  • Карма: +170/-1
Re: Холотропное дыхание. Описание, методика.
« Ответ #1 : Декабря 31, 2008, 10:42:11 am »
Статья Владимира Майкова «Сущность холотропного подхода»

Источник: http://www.apollina.ru/Library/Maykov/Maykov_1.php

   В середине 70-х известный специалист по трансперсональной психологии Станислав Гроф и его жена Кристина разработали метод глубинного эмпирического самоисследования и терапии, который получил название холотропного дыхания. Этот метод, сочетающий в себе такие простые элементы, как ускоренное дыхание, этническая, ритуальная и трансовая музыка, а также определённые формы работы с телом, порождал целый спектр тех переживаний, которые наблюдались во время других видов глубинного самоисследования.

   Переживания, вызываемые при холотропном дыхании, имели мощный целительный и трансформативный эффект. Многие холотропные сеансы выводили на поверхность тяжёлые эмоции и неприятные физические ощущения самых разнообразных типов. Полное проявление этих эмоций и ощущений даёт возможность освободить человека от их беспокоящего влияния.

   В опыте холотропной терапии было установлено, что переживания, которые раньше считались прерогативой провидцев, мистиков, святых, просветленных, являются переживаниями, доступными любому человеку при определенных контролируемых ситуациях. Так врачи, которые участвовали в тренировочных программах психоделической терапии в медицинских клиниках в 50-е - 60-е гг., имели те же самые виды переживаний, что и их пациенты. С точки зрения классической психиатрии и психотерапии, эти переживания подчас выглядели патологическими. Однако важнейшим открытием трансперсональной психологии явилось то, что такие переживания возникают у каждого человека на пути к целостности и гармонии, и являются в этом смысле хотя и необычными, но нормальными. В этом смысле, с точки зрения трансперсонального подхода, немало из тех, кого мы называем психически больными, являются людьми, которые застряли в процессе движения к целостности, в своих проблемах.

   Холотропная терапия открыла новые типы психотерапевтических механизмов. В отличие от терапии, ориентированной на повторное переживание травмы, ее вспоминание и направленную на вербальную работу с травмой, холотропная терапия стала работать с травмой как с процессом, который необходимо поддерживать и который ни в коем случае нельзя программировать. С точки зрения ориентации на целостность и здоровье, не имеет большого смысла рассуждать на языке различных школ о том, что является проблемой, ибо, если бы мы собрали, скажем, консилиум специалистов из различных школ, то получили бы множество ответов на то, что является причиной болезни, как с ней работать, какие лекарства нужно прописывать, какие виды психотерапии проводить, что является излечением, каковы критерии завершения процесса излечения, каковы принципы диагноза.

   Холотропная терапия показала, что процесс исцеления часто непостижим на уровне нашего здравого смысла и теоретических представлений, почерпнутых из различных психотерапевтических и психологических школ. Более того, при глубинной работе, процесс исцеления зачастую напоминает безумие и совершенно непонятен. Поэтому главная стратегия холотропной терапии состоит не в том, чтобы пытаться определять заранее, что такое проблема, с чем мы будем работать, а в том, чтобы поддерживать любые процессы, которые возникают при работе над проблемами. Ни врач, ни пациент, ни участники тренинга личностного роста, не решают того, с чем будет проводиться работа,а все они доверяют мудрости процесса или холотропному сознанию.

   Ну и наконец, холотропная терапия бросила своего рода вызов, перчатку большинству традиционных подходов: психоанализу, бихевиористской терапии, некоторым видам гуманистической терапии и показала определенную ограниченность этих подходов. Более того, факты, открытые в холотропной терапии и в трансперсональной психологии, поставили нас перед новыми вопросами о природе реальности: ведь в самом деле, каков должен быть мир, чтобы были возможны такие переживания, с которыми мы встречаемся в ходе сессии холотропного дыхания? Возможно ли действительно вновь пережить свой опыт рождения, ведь согласно традиционной медицинской модели, невозможно вспомнить эти события в силу того, что у новорожденного не завершен процесс покрытия нервных волокон миелином и существует феномен так называемой "детской амнезии". Тем не менее опыт холотропной терапии показал, что возможно не только пережить заново опыт детских травм, опыт биографический, но пережить и опыт перинатальный, т.е. относящийся к рождению. И более того, можно открыть безмерные области, которые называются трансперсональными переживаниями, области действия архетипов, мифов, те пространства, где мы можем переживать самые невероятные, самые необычные состояния и испытывать весь спектр сверхпсихических явлений, быть одним с миром, со вселенной, переживать экстатические состояния.

   Холотропная терапия открыла, что корни проблем коренятся вовсе не только в событиях биографической травмы, это всего лишь один из уровней фиксации проблемы. На более глубоком уровне травмы коренятся в опыте рождения, в «травме рождения», как говорил психолог Отто Ранк, который внес эту тему в европейскую психологию. А на более глубоком уровне, события травмы могут основываться на трансперсональном опыте.

   В отличие от терапий, которые направлены на работу с вспоминанием травмы, со свободным ассоциированием вокруг травмы, с переструктурированием контекста травматической ситуации с использованием разных методик, холотропная терапия ориентирована, прежде всего, на интеграцию травмы и, более широко, всех голосов переживания. Любая психотерапия, если только она успешна, всегда связана с самопознанием, и это самопознание осуществляется как интеграция в холотропном состоянии сознания. Мы постоянно устанавливаем диалог, непрестанную коммуникацию, восстанавливаем животворную неразрывную ткань сознания, которая сама состоит из бесконечных коммуникативных потоков общения между разными частями нас самих. Сознание - это и есть живая ткань общения, оно создано общением и им соединено в одно целое, а это значит, что между одной частью целостного сознания и другой всегда существует мгновенная коммуникация, мгновенное понимание, нет никакой дистанции, нет никакого барьера - это качество всесвязности, качество потенциально неограниченной возможности коммуникации.

   Согласно холотропной терапии, симптомы психосоматических и эмоциональных расстройств представляют собой попытку организма освободиться от старых травматических импринтов, исцелить себя и упростить свое функционирование. Они являются не просто неприятностями и осложнениями жизни, но также несут в себе большую возможность изменения жизни. Эффективная терапия осуществляется через временную активацию, интенсификацию и последовательное разрешение симптомов. Этот принцип холотропная терапия разделяет вместе с гомеопатией. Терапевт-гомеопат применяет те лекарства, которое в во процесса исцеления производят симптомы, проявляемые самим клиентом. Холотропное состояние сознания имеет тенденцию функционировать как универсальное гомепатическое средство в том, что оно активирует любые существующие симптомы и экстеризирует симптомы, которые являются латентными.

   Это понимание применимо не только к неврозам и психосоматическим расстройством, но также и ко многим ситуациям, которые классические психиатры диагностировали как психотические и рассматривали как проявление серьезных психических заболеваний. Неспособность опознать целительный потенциал таких экстремальных состояний отражает узкую концептуальную рамку западной психиатрии, которая ограничена постнатальной биографией и индивидуальным бессознательным. Переживания, которым эта рамка не дает логических объяснений, относятся к патологическим процессам неизвестного происхождения. Расширенная картография психики, которая включает перинатальную и трансперсональную области, дает естественное объяснение для интенсивности и содержания таких экстремальных состояний.

   Другим важным предположением в холотропной терапии является то, что средний человек нашей культуры редко достигает своего реального потенциала и способностей. Эта бедность обусловлена тем фактом, что люди нашей культуры идентифицируется лишь с одним аспектом своего существования - физическим телом и личностью. Ложная идентификация приводит к неаутентичной, нездоровой жизни и делает свой вклад в развитие эмоциональных и психосоматических расстройств психологического происхождения. Возникновения депрессивных симптомов, которые не имеет органики, может быть рассмотрено как указание на то, что жизнь дошла до той точки, где становиться очевидным, что старые способы жизни более не работают и их пора изменить. По мере коллапсирования жизненной ситуации, содержание бессознательного начинает прорываться в сознание. Этот прорыв может возникать в таких областях жизни как семейная и сексуальная жизнь, профессиональные сферы или влиять одновременно на всю человеческую жизнь. Содержание и глубина этого прорыва корреалирует с развитием невротических и психотических явлений. Результирующая ситуация представляет собой кризис или даже катастрофу, но также и великую возможность.

   Главная цель в холотропной психотерапии состоит в том, чтобы активировать бессознательное, освободить энергию, связанную в эмоциональных и психосоматических симптомах, и превратить эти симптомы в поток переживания. Задача фасилитатора, или терапевта, в холотропной терапии состоит в том, чтобы поддержать эмпирический процесс с полной верой в его исцеляющую природу без попытки изменять или направлять его. Этот процесс руководствуется внутренним целительным разумом клиента. Здесь для терапевта очень важно поддерживать процесс эмпирического раскрытия, даже если он рационально не понимает его. Некоторые мощные целительные трансформирующие переживания могут не иметь какого-либо специфического содержания вовсе. Они состоят из последовательности интенсивных возрастаний эмоций и физических напряжений и постепенно углубляющейся релаксации. Часто прозрения и специфическое содержание возникает в процессе позднее или даже в последующих сессиях. В некоторых случаях разрешение возникает на биографическом уровне, в других - в связи с перинатальным материалом или с различными трансперсональными темами. Драматическое исцеление и личностная трансформация с продолжительными эффектами часто возникает из переживаний, которые ускользают от рационального понимания.

   Проверенная и предложенная Станиславом Грофом картография сознания оказалась более универсальной картой развития человека, чем это предполагалось вначале. Путем какой бы духовной традиции или школы мы не шли, методы какой-бы психотерапии не использовали, нам в любом случае надо решать одни и те же задачи восстановления целостности коммуникативной ткани сознания, задачи интеграции в большее целое.

   Если мы развиваемся, если мы устремлены к чему-то большему, то в конце-концов мы должны проходить через всю грофовскую картографию, чтобы уметь управлять энергиями, соответствующими перинатальному уровню. Путь холотропного дыхания является достаточно универсальным, потому что независимо от того, по какому пути мы идем, мы с неизбежностью должны проходить одни и те же фазы внутреннего развития. Холотропная терапия дает нам возможность пройти этот путь в контролируемых, безопасных условиях.

   С точки зрения интегративного подхода проблемы, несчастья, комплексы есть топологически сложные зоны молчания, это всегда обрыв общения, связей, их искажение. Всегда что-то отрывается от нашей жизни, вместо того, чтобы свободно присутствовать в настоящем моменте. Рвутся тонкие связи в самой ткани сознания и жизни, и что-то выпадает. В таком случае универсальным методом для интеграции этих зон жизни является просто поднятие уровня энергии, которое на другом уровне является запросом к этим зонам молчания. На уровне переживания это означает, что тот материал, который мы не помнили годами, вдруг начинает переживаться еще с большей яркостью, чем это было когда-то. И вот, если в этот момент мы выдерживаем это состояние, не теряем присутствия, испытывая, осознаем происходящее, то тогда происходит то, что называется магическим словом исцеление или интеграция. Тогда разглаживаются складки коммуникативной ткани сознания. Процесс исцеления и есть процесс общения. Тогда то, что находилось в зонах молчания или в зонах смерти это то, чего уже не слышно: нет никакой коммуникации, никакого общения. И наша природа устроена таким удивительным образом, что мы сами можем включать то, что было травмой, в нашу жизнь и сами собой исцеляться.

   Такова холотропная мудрость с ее философией поддержки, а не философией управления или манипуляции, она очень проста и в то же время сложна, требует высочайшей чувствительности к тому, что поддерживать, как поддерживать, с тем, чтобы не проецировать. Холотропная терапия по-новому поставила вопрос о природе реальности, поскольку то, что раньше считалось фантазией, патологией, оказалось сокровенным образом связано с нашей человеческой природой. Так многие функциональные психозы оказались стадиями на пути к большей целостности. А то, что считалось мечтами, не имеющими отношения к действительности, оказалось считыванием космогонической психологии или архетипических структур личностной мифологии.

   Вопрос о том, какой должна быть структура мира, чтобы в ней были возможны такие вещи, как исцеление, как мгновенное взаимодействие, отсылает нас обратно к древним текстам мистических традиций, о том, что есть нечто вроде объединяющего поля. По-видимому, есть какие-то механизмы, позволяющие мгновенную связь между переживаниями, людьми, событиями, считающимися разделенными в пространстве и времени. И в каком-то смысле происходящее на сеансах холотропного дыхания напоминает путешествие на машине времени. В расширенных состояниях сознания мы начинаем активно взаимодействовать со своим прошлым и будущим. И влияя непосредственно на свое прошлое, осознавая его, изменяя его, одновременно восстанавливаем целостность себя в настоящем. И тогда вся цепочка жизни развивается иначе, как будто мы прожили другую жизнь. Оказывается одного факта осознания достаточно, чтобы избавиться от многих симптомов и проблем. Вот почему холотропная терапия явилась ключом к другим терапиям. Если мы понимаем суть холотропного подхода, мы можем чувствовать себя уверенно, потому что мы понимаем суть любого психотерапевтического подхода.

   По сути дела во всех подходах работает один и тот же принцип, состоящий в том, что исцеление, самопознание - это отдельные грани, отдельные имена для одного и того же процесса. И от нас требуется, не вмешиваться в этот процесс, а чувствовать его тонкую внутреннюю динамику, отслеживая по симптомам, по зонам боли и дискомфорта то, где мы закрыты, то, где мы застряли. Само тело своей болью, дискомфортом, жесткостью подсказывает нам, что нужно расслабить, что отпустить, куда идти. Это удивительный подход, прямой подход, который дает площадку для нового типа работы, для новой психотерапии, нового исцеления. В отличие от психоанализа и многих других подходов, которые апеллируют к психоанализу и где наибольшее время работы происходит в области вербального общения, холотропная терапия представляет еще одну возможность, возможность невербального общения, возможность взглянуть на все с птичьего полета. Уникальной особенностью холотропной терапии является также фантастическая интенсивность работы. Здесь мы как бы стряхиваем с себя все, что налипло к нам, здесь мы имеем возможность освободиться от своей привычной личности, от своей привычной клетки и смоделировать прямо в сеансе новую личность более раскрытую, более цельную, более здоровую, узнать нового себя.

   Сознание - это открытая коммуникативная система. Мы всегда находимся в общении с собой, с миром, с другими людьми. Это общение - не только обмен информацией, словами, эмоциями, мыслями, но и обмен веществом и энергиями. Мы связаны с миром множеством каналов: каналами пяти органов чувств, каналами биоэнергетики, каналом интуиции и т.д. Через нас струится поток жизни. Мы поддерживаем постоянство своей среды, то что называется нашим телом, нашим «я», именно за счет того, что мы постоянно находимся в общении. Если меняются функции потоков общения, меняется наша внутренняя структура, меняется наше «я», меняется наше сознание. Если бы мы были даосскими практиками, мы могли бы сказать,что этот поток есть не что иное, как Дао, которое свободно струится через нас, когда мы следуем этому потоку в каждый момент своей жизни. Если же мы сопротивляемся, не следуя Дао, то возникают острые углы, заносы, несовпадение скорости потока и скорости нашей жизни. Мы чувствуем дискомфорт в теле, одеревенение, усталость, мы не подключаемся к потоку речи, что-то не совпадает. Если мы не чувствительны к своей жизни и к тому потоку, который струится через нас, мы заполучаем проблемы, тревожные сигналы, симптомы, которые потом разворачиваются в болезни. У нас возникают зоны молчания: мы боимся чего-то и не можем об этом говорить.

   Но в принципе, все, что разворачивается в сессии холотропного дыхания, есть стремление нашего организма включиться в поток жизни, в холотропное состояние, в естественное, состояние максимальной энергии и благополучия. Это удивительный дар человеку, дар от его собственной природы. Мы устроены так, что если мы следуем этому потоку, то приходим в состояние максимальной энергии, максимального знания максимальной естественности, максимальной свободы и т. д. Если мы тормозим этот поток, начинаются проблемы. В силу того, что мы живем в некотором диапазоне человеческих предрассудков, в нас действуют человеческие ограничения, человеческое видение. Наши проблемы могут приводить к кризису средних лет, когда в районе сорока лет у людей появляются сложные симптомы, потому что клетка, в которой живет человек, слишком тесна. Поскольку одновременно с этим присутствует осознание безграничной свободы и желание выйти из клетки, то часто единственной возможностью выхода для нашего духа является прохождение через катастрофическую ситуацию, болезнь или даже саму смерть. Смерть тоже является освобождение от этой клетки от этого тела. Если мы не прислушиваемся к этим сигналам, не чувствуем их, не включаемся в жизнь, не научаемся быть потоком, то тогда неизбежно мы будем расплачиваться крахом своей жизни, утратой здоровья.

Литература
   Cтанислав Гроф. «За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии». М., 1994.

   Станислав Гроф. «Области бессознательного: данные исследований ЛСД». М., 1994.

   Станислав Гроф. «Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования». М., 1995.

   Фритьоф Капра. «Уроки мудрости: разговоры с замечательными людьми». М., 1996.

   Станислав Гроф и Джоан Хэлифакс. «Человек перед лицом смерти». М., 1996.

   Станислав Гроф «Холотропное сознание». М., 1996.

   «Пути за пределы "эго": трансперсональная перспектива». Под ред. Роджера Уолша и Френсис Воон. М.. 1996.

   Cтанислав Гроф. «Космическая игра: исследование рубежей сознания». М., 1997.

   S. Grof. LSD Psychotherapy. Hunter House, Pomona, California, 1980.

   S. Grof, C. Grof. Beyond Death: Gates of Consciousness. Thames & Hudson, London, 1980.

   S. Grof (ed.). Ancient Wisdom and Modern Science. State University New York (SUNY) Press, 1984.

   S. Grof (ed.). Human Survival and Consciousness Evolution. State University New York (SUNY) Press, 1988.

   S. Grof, C. Grof (ed.) Spiritual Emergency: When Personal Transformation Becomes a Crisis. J. P. Tarcher, Los Angeles, 1989.

   S. Grof. Books of the Dead: Manuals for Living and Dying.Thames and Hudson, 1994.

   S. Grof. Transpersonal Vision. Sound True publ. 1998.
Учетная запись группы поддержки конференции.


main.helper | 754180205 | по всем вопросам писать в ЛС.

Оффлайн maroz

  • Карма: +1/-0
Re: Холотропное дыхание. Описание, методика.
« Ответ #2 : Марта 14, 2009, 01:58:49 pm »
Предлагаю свою авторскую методику, выдержка из сайта:
http://intention.newmail.ru/katarsis.htm

Последовательный Катарсис



психоантропологическая модель глубокого дыхания

Согласно этой модели, в интенсивном дыхании следует различать вдох и выдох.

Вдох - просто форсированный, интенсивный, "процессуальный" (выдох произвольный и расслабленный). При этом тело "заземлено", т.е. неподвижно. Форсирование вдоха отнюдь не означает напряжение при вдохе, - этот вдох напоминает спокойное надувание матраса. У каждого свои функциональные возможности легких, отсюда свой темп и глубина. Извесно, что при слишком быстром дыхании альвеолы легких просто не будут успеварь сильно распрямляться, а значит дыхание не будет являться сильным. Положение тела при этом дыхании максимально неподвижно, иначе теряется основа заземления. Позвоночник как бы "врастает" в землю.
С точки зрения культурной антропологии, основа тела состоит из двойственности стихий. "Нижняя" основа тела - это стихия земли, и этой стихии соответствует минерал. Растительная основа тела ("вегетативная" в прямом смысле этого слова), - вода, "наслаивается" на его "минеральную" основу. "Животная" стихия огня не относится к телу, но "выше" формирует человеческую телесность, - животное передвигается по земле, а не врастает в землю.

Спустя 3-5 занятий (см. объяснение в эксперименте) акцент перемещается на выдох, - теперь выдох сознательный, целенаправленный, направленный на освобождения от "камня за пазухой" (здесь уже вдох свободный и непроизвольно глубокий). Переход с одного дыхания на другой определяет естественный ход катарсиса.
С точки зрения религиоведения, это соответствует 3-х дневному этапу перехода души после физической смерти, - в христианстве это этап поминовения души усопшего, в буддизме это приход в дом смерти - Бардо.

    Каждый из этих двух катарсисов (катарсис - интенсивное очищение, - лат.) имеет общие закономерности и частные, только свои законы. Вкратце их перечислем.

1-ый катарсис - телесно-физический обуславливается:

   1. искусство вдоха (более подробно см. Искусство Вдоха);
   2. процессуальность - дыхание ради дыхания, но не ради чего-либо (тело "процессуально");
   3. неподвижность этого процесса (заземления).

2-й катарсис - эмоционально-динамический обуславливается:

   1. искусство выдоха (более подробно см. Искусство Выдоха);
   2. целенаправленность (например, в стиле аффирмаций реберфинга);
   3. возможность телесных двигательных проявлений ("отпустить" себя в движениях).

3-й катарсис - ментальный связан с фундаментальными темами, связывающими психологию, философию и метафизику, а также с фундаментальеными исследованиями, которые требуют смелых гипотез и нестардантного мышления. Это "Искусство Паузы - медитации", объединяющей и разделяющей вдох и выдох.
Для того, чтобы получить представление об этой тематике в контексте психологической антропологии, Вам необходимо перейти на паранаучную (или эзотерическую) часть сайта.

Как видно, в этой психоантропологической модели существует еще третий катарсис, о котором мы в данном разделе много не говорим, дабы не уходить далеко "наверх". Схема последовательного прохождения катарсисов (или схема "последовательного катарсиса") позволяет избежать "общего катарсиса", опасного своей непредсказуемостью общих результатов. Не каждый стабильный человек сможет сразу справиться с "общим катарсисом", тем более человек с невротическим уровнем психики. Это зависит от начального уровня понимания и осознания своих проблем "сверху" - от изначальной установки, от морально-волевых качеств, изначальному уровня самоактуализации и пр. В то же время, не каждый человек сможет получить положительные результаты от дыхания, где сразу предлагается акцент на выдохе и эмоциональном отреагировании. Более того, автоматичекий ход дыхания часто и "запускается" по эмоциональному пути, в силу определенной предрасположенности посещающих подобные методики. Это также зависит от общего состояния телесности человека, - насколько крепкая у него конституция тела, насколько этот человек ведом эмоциями по жизни, - болезненно ли реагирует на переживания или может управлять своими чувствами. Т.е., в такой работе важно учитывать "пропорции" ощущений, чувств и понимания. Многие люди во время психотерапевтических занятий склонны зацикливаться на своих эмоциях, особенно те, кто наработали подобные паттерны на других дыхательных моделях. Или же данное эмоциональное отреагирование может являться защитой от других - глубинных скрытых, более сильных эмоций и переживаний. В этих случаях психотерапевтическая польза может быть достигнута только в последовательной работе с привлечением как эмоций, так и телесных ощущений и понимания - мыслей. Иначе психотерапия со своей задачей не справится, и может еще больше дезинтегрировать человека.

В конечной итоге, это работа всех трех уровней. Например, в контексте данной модели существует модель тренинга, описание которой можно найти здесь.

Здесь нельзя все же забывать, что тело для души подобно фундаменту для дома, - чем прочнее этот фундамент, устойчивее будет и само это здание. Хотя, именно образ здания-души определяет конфигурацию и образ этого фундамента - тела.

    Далее приводится обзор моментов, так или иначе иллюстрирующих правомерность данной дыхательной модели с точки зрения опыта существующих современных моделей дыхания. Можно говорить об относительной разработанности подходов к телесным ощущениям и эмоциональному отреагированию. Но можно увидеть и немало противоречий и путаницы при тщательном анализе места телесных ощущений и эмоционального фактора в этих подходах. Приведем результаты этого анализа в виде тезисов.

Тезисы по методикам дыхания

   1. Интегративный ребефинг: телесные ощущения не усиливаются сознательно (как это происходит в дыхании Грофа), а скорее даже избегаются, особенно то, что касается тетании. Гипервентиляция в этой методике также считается крайне нежелательной.
   2. Гроф: путь яркого эмоционального отреагирования приемлем, хотя и признается менее эффективным, чем путь дальнейшего нагнетания телесного напряжения (чего ребеферы просто избегают и предпочитают телесное расслабление).
   3. Свободное дыхание: телесные ощущения принимаются на первых занятиях, после чего они нивелируются, переходят в различные эмоции, а эмоции интегрируются в целостном опыте.
   4. Холлов: выражение эмоций не приводит к интеграции опыта и не устраняет внутренних проблем, а скорее происходит зацикливание на более примитивном отреагировании.
   5. Доулинг: культивирует осознание энергетических паттернов в теле (по Райху - "мышечных панцирей"), что влечет за собой осознавание чувств и эмоций, которые прячутся за этими телесными паттернами. Убирание одного такого слоя влечет за собой появление следующего. Связывает эмоции во время дыхания с верхней, или "ключичной" фазой дыхания (которое, по ее мнению, предпочтительнее, в отличие от Грофа), а телесные ощущения с нижним дыханием животом, но в целом, по Доулинг, и опыт телесный, и опыт эмоциональный суть различные проявления эмоций; внутренний мир эмоционален, но в процессе дыхания эмоции растворяются и направляются "в нужные места".
   6. Рудестам: описывает занятия, где лоуэновские способы вызывания тремора и напряжения в определенных частях тела "накладываются" на глубокое дыхание лежа при одновременном генерировании определенных эмоций, - это могут быть как травмирующие воспоминания из жизни, так и афирмации.
   7. Сафонов, Митяев, Полунин: указывается на различие двух типов дыхания - успокаивающее и возбуждающее, причем проводятся параллели, что при удлинении вдоха возникает возбужденное состояние организма, а при удлинении выдоха, наоборот, отмечается успокаивающее воздействие.

Логика анализа заставляет нас также проанализировать и соотношение вдоха и выдоха при глубоком дыхании. Анализ вышеприведенных источников показал следующее.

    * Клиника дыхательной недостаточности: в основном используется режим пассивации выдоха и активизации вдоха, где среди главных целей - рационализация фаз дыхательного цикла.
    * Ребефинг: во всех источниках указывается на успокоение выдоха при различном отношении к вдоху.
    * Гроф: в раннем варианте предлагает дыхание с форсированным вдохом и спокойным выдохом, в более позднем варианте - дыхание учащенное и более глубокое, чем обычно с полной концентрацией и осознанием внутреннего процесса. Предлагает два способа: первый способ можно назвать изометрическим и он аналогичен спортивным тренировкам по поднятию тяжестей, где мускулы постоянно меняют длину; второй способ изотонический и он подобен боксу, где мускулы поддерживаются в постоянном тонусе. Указывается, что второй способ более нов и эффективен в психотерапии. В этом случае дышащий поддерживает длительное напряжение мускул с помощью продолжительной гипервентиляции, не переводя его в эмоции.
    * Веховский: выделил четыре паттерна дыхания и, соответственно, четыре ключевых проблемы этих паттернов и четыре способа решения этих проблем с помощью активации дыхательных циклов. Обретение своего дыхания и постепенное углубление вдоха и выдоха - необходимое условие тактильной стадии отношений матери и ребенка (или стадии рождения). Вторая стадия - оральная - требует правильного отношения со своими потребностями. Это вдох, который связан с ощущениями в теле и телесной "энергетикой", центрированной в животе. Выдох соответствует следующей стадии психоаналитического рассмотрения - анальной и определяет эмоции, сопровождающие движения, голос, взгляд. Это проблема "отдать". И, наконец, паттерн "встреча и коммуникация", соответствующий генитальной стадии, требует интеграции всех трех вышеназванных.

Библиография

   1. Бегг Д. Практика Ребефинга. - М, 2001.- 176 с.
   2. Гроф С., Уилбер К., Веховски А., Тарт Ч. Практика холотропного дыхания. Трансперсональная психотерапия. - М., 2000. - 212 с.
   3. Доулинг К. Введение в ребефинг. Психотехнологии работы с дыханием. - М. 2001. - 168 с.
   4. Зильбер А.П. Респираторная терапия в повседневной практике. - Т., -1986. - 399 с.
   5. Зильбер А.П. Дыхательная недостаточность. (Руководство для врачей). - М., 1989. - 512 с.
   6. Контексты и подтексты Свободного Дыхания [Свод: Переводы. Творчество. Исследования. Вып. 1] / Под ред. М.В. Молоканова. - М., 1994. - 112 с.
   7. Леонард Д., Лаут Ф. Ребефинг. Техника дыхательных трансов для психотерапии и самосовершенствования. - М., 2000. - 180 с.
   8. Леонард Д., Лаут Ф. Ребефинг или как познать и использовать всю полноту жизни. - СПб., 1993. - 168 с.
   9. Ван Лисбет А. Пранаяма. Путь к тайнам Йоги. - К., 2000. - 256 с.
  10. Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом (Биоэнергетика). - СПб., 2000. - 272 с.
  11. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. - СПб., 1994.
  12. Макаров В.В. Психотерапия в Российской Федерации // Профессиональная психотерапевтическая газета. - 2002. - № 3(4). - Авг. - С. 1-11.
  13. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. - М., 1999. - 464 с.
  14. Рей С. Ребефинг и афирмации любви. - М., 2001. - 104 с.
  15. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб., 1999. - 384 с.
  16. Сайссон К.П. Экстаз дыхания. Практика ребефинга. Методические рекомендации изучающим ребефинг. - М, 1999.- 156 с.
  17. Сафонов В.А., Митяев В.И., Полунин И.Н. Дыхание?!? - М., 2000. - 254с.
  18. Свободное тело / Редактор-составитель Баскаков В.Ю. - М., 2001. - 224 с.
  19. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 1996. - 349 с.
  20. Телесность человека: междисциплинарные исследования / Ответственные редакторы Николаева В.В., Тищенко П.Д. - М., 1993. - 166 с.
  21. Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М., 2002. - 287 с.
  22. Холов А.Д. Ребефинг: практическое руководство. - М., 2001. - 272с.
  23. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Редактор-составитель Баскаков В. Ю. - М., 2000. - 165 с.

И. Лютый

 

Практика задержки дыхания.Техника пранаямы.Описание

Автор [recovery bot]

Ответов: 1
Просмотров: 4065
Последний ответ Февраля 04, 2007, 07:12:37 am
от [recovery bot]
Медитация. Описание, шаги медитации, общие рекомендации

Автор [recovery bot]

Ответов: 0
Просмотров: 4803
Последний ответ Февраля 04, 2007, 09:43:46 am
от [recovery bot]
Депривация сна. Механизмы, показания и противопоказания, общая методика

Автор [recovery bot]

Ответов: 1
Просмотров: 5216
Последний ответ Февраля 04, 2007, 11:35:55 am
от [recovery bot]

Yandex.Metrika Raiting SunHome.ru
Powered by EzPortal