Ru.Parapsychology: парапсихология в России | Портал фонда пси-исследований
Разное => Новости "PSI" и "Hi-Tech" => Новости Парапсихологии и Psi-исследований => Тема начата: 808 от Января 15, 2012, 10:04:14 pm
-
Диагностика неосознаваемых стресс-факторов
влияющих на эмоциональное состояние субъекта.
7 сентября 2011 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) прошла Всероссийская научно-практическая конференция по теме "Профилактика здоровья: спорт, профилактика, образ жизни", на которой Балыкиной-Милушкиной Тамарой Викторовной был зачитан доклад "Диагностика неосознаваемых стресс-факторов, влияющих на эмоциональное состояние субъекта".
----------------------------------------------------------
Вопросом изучения взаимосвязи эмоций и физиологических сдвигов в организме занимались как зарубежные авторы (У.Джеймс, Г.Ланге К.Г.Юнг) так и отечественные (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, А.Р.Лурия). Непосредственно разработкой методов диагностики психических процессов с использованием кожно-гальванической реакции занимался известный психолог В. Н. Мясищев. Он, тщательно исследовав психологическое значение электрокожной характеристики человека, пришел к выводу, что «особое значение эмоций в психогальванической реакции представляется убедительно доказанным» [1]. С. Л . Рубинштейн, обсуждая психологическое значение КГР, писал: «Спорно, в какой мере он специфичен именно и только для эмоций, но несомненно, что КГР является реакцией вегетативной нервной системы и что эмоциональные состояния отражаются в ней» [2]. Смирнов И.В. на базе кафедры психоэкологии РУДН разрабатывал методики изучения психических явлений основанных на принципе КГР и функциональной пробы создавал акцентный локус латентной информации и затрагивал также неосознаваемые сферы психики [3].
(http://s015.radikal.ru/i332/1111/1d/1671ec229acb.jpg) (http://www.radikal.ru)
Мы разработали способ выявления неосознаваемых стресс-факторов, влияющих на эмоциональное состояние субъекта деятельности (в спорте) посредством регистрации эмоциональных реакций на значимые семантические понятия деятельности при использовании амплитудных показаний фазических составляющих кожно-гальванических реакций.
(http://s017.radikal.ru/i424/1111/11/6d257b9eae6f.jpg) (http://www.radikal.ru)
Разработка и исследование возможности использования методики выявления неосознаваемых стресс-факторов, влияющих на эмоциональное состояние и результативность субъекта спортивной деятельности, началась с 2005 года и осуществляется по настоящее время. В общей сложности в экспериментах участвовало около 130 спортсменов высокой квалификации разных видов спорта.
(http://s017.radikal.ru/i412/1111/de/f0fdd46341c1.jpg) (http://www.radikal.ru)
Семантические понятия спортивной деятельности были разбиты на семь областей описывающих спортивную деятельность: «тактико-технические характеристики вида спорта», «понятия учебно-тренировочной и соревновательной деятельности», «взаимоотношения с тренером», «взаимоотношения с соперниками», «мотивация и целеполагание», «личностные качества», «телесные ощущения».
В процессе диагностики в режиме интервьюирования по информационным шаблонам при регистрации на индикаторе аппаратно-программирующего устройства "ИПЭР-2К" резкого максимального падения амплитудных показаний фазической составляющей на фоне регистрируемых абсолютных величин тонических составляющих диагностировался доминирующий стресс-фактор, влияющий на психоэмоциональную дезадаптацию спортсмена в его учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
(http://s005.radikal.ru/i212/1111/8f/861dea309a8d.jpg) (http://www.radikal.ru)
Так, например, Федерация лыжных гонок России перед поездкой на Олимпийские соревнования предоставила спортсменов основной сборной мужчин и женщин на диагностику неосознаваемых стресс-факторов с целью прогнозирования результативности выступлений спортсменов на соревновании. При обработке материалов была выявлена закономерность, что чем больше выявленных стресс-факторов в семи областях спортивной деятельности: «тактико-технические характеристики вида спорта», «понятия учебно-тренировочной и соревновательной деятельности», «взаимоотношения с тренером», «взаимоотношения с соперниками», «мотивация и целеполагание», «личностные качества», «телесные ощущения», тем ниже результативность на соревновании. Коэффициента ранговой корреляции Спирмена между количеством выявленных стресс-факторов и спортивным результатом на соревновании равен r=0.81 при r кр = 0.79 на уровне значимости в 1%. Также было замечено, что если у спортсменов наблюдалось отсутствие регистрации стресс-факторов в таких областях, как «личностные качества» и «мотивация и целеполагание», то их спортивный результат на соревновании был выше.
Таким образом, можно сделать вывод:
1. При регистрации на индикаторе аппаратно-программирующего устройства резкого максимального падения амплитудных показаний фазической составляющей КГР при воздействии на спортсмена значимым семантическим раздражителем можно диагностировать доминирующий стресс-фактор и проблемную зону, влияющую на эмоциональную дезадаптацию спортсмена в соревновательной деятельности.
2. Психоэмоциональная дезадаптация субъекта спортивной деятельности в его учебно-тренировочной и соревновательной деятельности тем больше, чем больше проблемных зон.
(http://s48.radikal.ru/i122/1109/ef/53777403bd5b.jpg) (http://www.radikal.ru)
Видео доклада можно посмотреть по этой ссылке - http://www.iper1.ru/novosti/2011-09-30-18-05-35.html (http://www.iper1.ru/novosti/2011-09-30-18-05-35.html)
Также вы можете посмотреть другие видео:
1. Как обучать, воспитывать и образовывать личность.
2. ФМБА - инновации в спорте.
3. Развитие спортивной одаренности.
4. Личность - как объект интеграции природных и творческих начал.
ссылка для просмотра - http://www.iper1.ru/novosti.html (http://www.iper1.ru/novosti.html)
Литература:
1. Мясищев В. Н. Психологическое значение электрокожной характеристики человека // Труды ин-та мозга им. Бехтерева. - Л., 1935.
2. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. - М., 1946.
3. Смирнов И.В. Психоэкология. – М.: 2003.
----
С уважением,
Балыкин Александр Иванович
-
Спасибо за хорошую статью!
P.S. для удобства, изображения можно размещать в галереи (http://parapsych.ru/index.php?action=gallery) и публиковать их-же в необходимых темах, это более удобные и корректный в плане публикации вариант.
+add видео по ссылке из Вашей статьи:
http://www.youtube.com/watch?v=_WDX5z-05-g
-
Спасибо за хорошую статью!
P.S. для удобства, изображения можно размещать в галереи (http://parapsych.ru/index.php?action=gallery) и публиковать их-же в необходимых темах, это более удобные и корректный в плане публикации вариант.
+add видео по ссылке из Вашей статьи:
Спасибо за хорошие подсказки!
-
Отличная новость!
p.s.
Проблему с отображение изображений разрешил.