Магия и квантовая механика
Л.Б.Болдырева, Н.Б.Сотина
Как относиться к магии? Возникла ли она в результате невежества людей или в результате их способности к приему и передаче сигналов, распространяющихся в определенных физических полях? В последнем случае на магические обряды и ритуалы надо смотреть как на следствие тысячелетних экспериментов, поставленных древними по взаимодействию с этими физическими полями. Обратимся к известным описаниям магических обрядов и рассмотрим те закономерности, которые в них наблюдаются.
Знаменитый английский этнолог и религиовед Джеймс Фрэзер, анализируя верования и магические обряды первобытных народов, делает следующий вывод: "Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают действовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй - законом соприкосновения или заражения. Гомеопатической, или имитативной магией можно назвать колдовские приемы, основанные на законе подобия. Контагиозной магией могут быть названы колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения или заражения".
В данной работе рассмотрим только контагиозную магию: некоторые ее обряды, ритуалы и свойства. В древности у всех народов существовал обычай (сохранившийся в некоторых областях до сих пор) тщательно прятать выпавшие молочные зубы ребенка, остриженные волосы и ногти, остатки пищи, чтобы через эти предметы нельзя было нанести вред их бывшему владельцу. Широко известен древний ритуал скрепления дружбы или договора своей кровью; например, у датчан ею окропляли следы друг друга, а у скифов выпивали "чашу дружбы", в которую все участники капали свою кровь. В Австралии и Пруссии сохранился обычай красть вещи врага, а затем колотить их и держать над огнем с целью наказать врага. Жестокая кара, ожидающая неверную жену, тоже связана с контагиозной магией, так как возлюбленный жены может через нее нанести вред мужу. С древнейших времен известен способ гадания по внутренностям домашних животных (гаруспиция). Например, в Европе, особенно на территории Германии, по внутренностям свиньи определяли состояние здоровья ее хозяина. Истоки этого способа также надо искать в контагиозной магии, так как домашние животные могут находиться в контакте с хозяином хотя бы через остатки пищи, которые они получают.
Десятая заповедь Ветхого Завета, выбитая еще на древних языческих скрижалях, гласит: "Не вари козленка в молоке матери его". С позиции контагиозной магии запрет на причинение вреда козленку и молоку охранял "здоровье" козы, что было жизненно важным для скотоводческих племен.
Контагиозная магия подразумевает не только возможность установления взаимосвязи человека с другими людьми, животными, растениями, камнями и т.п., но и с душами умерших. Для поддержания "контакта" с умершими, в гроб к ним клали ткани, пропитанные кровью и слезами, срезанные волосы. Гомер оставил нам описание похорон Патрокла, убитого под стенами Трои: на его тело были положены пряди волос, срезанные с голов воинов. Там же мы находим, что Орест положил локон своих волос на могилу своего отца Агамемнона, царствовавшего в Микенах. Тем же целям должно было служить и сохранение родственниками и друзьями вещей покойного [2].
Для прекращения взаимосвязи между объектами контагиозная магия использует "магическую" силу огня. Например, воин, на которого попадала кровь убитого им врага, должен был пройти через огонь, так как считалось, что родные поверженного врага через эту кровь могли причинить вред воину и его соплеменникам, а огонь разрушал эту связь. Позднее от этого магического обряда остался обычай посыпать голову воина пеплом (отсюда и пошло известное выражение: "Посыпать голову пеплом"). Очистительный обряд пропускания через огонь применяли и к чужестранцам и к людям, возвращающимся на родину из странствий, и имел своей целью уничтожение "колдовских" сил, которые они могли привезти с собой. Анализируя праздники огня, которые проводили во всех странах (пасхальные огни, огни летнего солнцестояния и т.д.) ученые пришли к выводу, что они имели очистительное значение. В целях ослабления связи с душой умершего практиковалось посыпание пеплом оставшихся в живых, окуривание дымом костра, сжигание их волос. Чтобы навсегда избавиться от "колдовства" какого - либо человека не только при его жизни, но и "влияния" его души после смерти считалось, что его надо сжечь заживо.
Возникает вопрос, существуют ли физические основы контагиозной магии? Д.Д.Фрэзер в начале нашего столетия писал по этому поводу следующее: "...допускается, что... вещи воздействуют друг на друга на расстоянии и импульс передается от одной к другой посредством чего-то похожего на невидимый эфир." А мы с высоты современных достижений физики обратимся к квантовым корреляциям пространственно разделенных квантовых систем в квантовой механике. Например, при разделении пучка частиц, образованных одним источником, на два пучка измерение каких-либо характеристик частиц одного пучка (направления спина, импульса и др.) влияет на результаты измерения тех же характеристик другого пучка. По поводу таких систем де Бройль писал: "Что же касается коррелированных систем, то здесь возникает парадоксальная ситуация: измерение производится над системой 2, которая по предположению отделена от системы 1, а в результате изменяется состояние системы 1". Как выразился Шредингер "Das ware magia" [3].
Отметим, что повышение температуры хотя бы одной из квантово-коррелированных систем выше критической может привести к тому, что система перестанет быть квантовой (например, известно нарушение сверхтекучих и сверхпроводящих свойств веществ при их нагревании) и корреляция исчезнет.
Если предположить, что организм человека (и вообще живого существа) представляет собой единую систему и в квантовом смысле, то некоторые ритуалы контагиозной магии могут быть объяснены свойствами квантово-коррелированных систем.
Одним из подходов к объяснению взаимодействия между квантово-коррелированными системами является допущение о существовании поля, передающего изменение (редукцию) волновой функции. Физик Бом предложил называть его ?-полем (по обозначению волновой функции в квантовой механике).
Таким образом, можно предположить, что контагиозная магия отражает существование у людей способности передавать и воспринимать информацию, передающуюся в физическом вакууме тем же способом, что и взаимодействие между квантово-коррелированными системами в квантовой механике.
А как относиться к ритуалам контагиозной магии, устанавливающим "контакты" с душами умерших? Какая физическая основа может быть в этих ритуалах? Обратимся к современным воззрениям на свойства физического вакуума.
В настоящее время во многих работах, в том числе и в работах авторов [4] обосновывается возможность описания вакуума как сверхтекучей жидкости. Известно, что одним из основных свойств сверхтекучей жидкости является способность длительно сохранять созданные в ней определенные виды движения (например, вихревые образования). Можно предположить, что человек, в организме которого происходят сложные физико-химические процессы, способен создавать в вакууме длительно сохраняющиеся формы движения, т. е. создавать "следы в вакууме".
Сверхтекучая жидкость является квантовой жидкостью, для описания ее свойств вводится волновая функция, следовательно, если человек оставляет "следы" в вакууме, то эти "следы" могут обладать квантовыми свойствами и тогда возможна их квантовая корреляция с живыми людьми через тоже поле, которое осуществляет взаимодействие между квантово-коррелированными системами.
Литература
1.Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. Издательство полит. лит. 1980 г.
2.Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом завете. М.: Издательство полит. лит. 1955 г.
3.де Бройль Л. Соотношение неопределенностей Гейзенберга и веро-ятностная интерпретация волновой механики. М Мир, 1986 с.178.
4.Boldyreva L.B., Sotina N.B. Physics Essays 1992 г. N4.
Парапсихология и психофизика. - 1992. - №4. - С.3-7.