Ru.Parapsychology: парапсихология в России | Портал фонда пси-исследований

Парапсихология, психофизика, Psi-исследования => Психические исследования => Тема начата: 808 от Августа 10, 2016, 01:36:22 am

Название: Развитие творческого потенциала посредством мозгового штурма
Отправлено: 808 от Августа 10, 2016, 01:36:22 am
УДК 159.9.07

Развитие творческого потенциала тренера
посредством коррекции эмоционально-смысловых доминант
в процессе мозгового штурма


Балыкин Александр Иванович, генеральный директор, психолог, ООО АРС «Гармония», г. Москва, b2000s@yandex.ru
Балыкина-Милушкина Тамара Викторовна, психолог, ООО АРС «Гармония», г. Москва

Актуальность: Стремительные перемены в современном мире и во всех областях жизни коснулись и такой важной сферы деятельности общества, как спорт высших достижений. Быстроменяющиеся условия требуют от тренера высокой квалификации (ВК) продуктивных методов деятельности, нестандартных решений. Поэтому поиск новых методов активации творческого потенциала тренеров ВК становится все актуальнее.

Существует ряд отечественных и зарубежных теоретических соображений по поводу понимания творческой деятельности, понятия «творчества», «творческого потенциала», «творческого мышления», изложенных в работах: Ананьева Б. Г. [2], Выготский Л.С. [5], Гилфорд Дж. [6], Дружинин В. Н. [9], Альтшуллер Г.С. [1], Пономарев Я.А. [14], и т.д.

Так, Б.Г.Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека, а творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности. Л.С.Выготский и др. в основе любого творческого процесса выделяли способность к образному мышлению. «Творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм. В.Н.Дружинин отметил, что "формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном, затем на продуктивном (поведенческом) уровне».

Творческий процесс неразрывно связан с эмоциями/эмоциональным интеллектом тренера ВК. Умение отслеживать эмоциональные состояния, является неотъемлемой частью профессиональных компетенций тренера ВК. Не секрет, что эмоциональные состояния спортсмена и тренера во время соревнований может кардинально повлиять на результат выступлений [4,8,16].

Вопросами психологических и психофизиологических методов, изучения влияний эмоций на физиологические реакции в организме занимались многие как зарубежные У.Джеймс, Г.Ланге, К.Г.Юнг [17] так и отечественные П. К. Анохин [3], А.Р.Лурия [11] авторы. Разработкой методов диагностики психических процессов с использованием биологической обратной связи занимался известный психолог В. Н. Мясищев [12]. Он, тщательно исследовав психологическое значение кожно-гальванических реакций человека (КГР), пришел к выводу, что «особое значение эмоций в кожно-гальванических реакциях представляется убедительно доказанным» (В. Н. Мясищев, 1935). С.Л.Рубинштейн [15], обсуждая психологическое значение КГР, писал: «несомненно, что КГР является реакцией вегетативной нервной системы и что эмоциональные состояния отражаются в ней» (С.Л.Рубинштейн ,1946).

Это натолкнуло авторов на идею развития творческого потенциала тренера посредством коррекции эмоционально-смысловых доминант в процессе мозгового штурма. Нами были разработаны методика выявления эмоциональной напряженности смысловых понятий спорта, и программа коррекции эмоционально-смысловых доминант в условиях мозгового штурма.

Цель исследования: активация творческого потенциала тренера ВК.

Методы исследования: анкетирование, методика исследования дивергентного мышления Дж.Гилфорда (субтесты: «эскизы»), методика определения творческих способностей Х.Зиверта, мозговой штурм, диагностика эмоционально-смысловых доминат с использованием биологической обратной связи (БОС) – индикатор психоэмоциональных реакций «ИПЭР-1К» [13].

Организация исследования. Исследования проводились на учебно-тренировочном сборе (УТС), г. Чехов, в основной сборной по боксу (мужчины), в группе тренеров ВК в количестве 8-и человек.
Исследование состояло из 4-х этапов.

На первом этапе проводился субтест «эскизы», в котором тренерам необходимо было превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах. Методикой определения творческих способностей Х.Зиверта предлагалось перечислить как можно больше необычных способов использования предмета. Результаты выполнения тестов оценивались в баллах и представлены в форме диаграммы на рис. 1.

(https://img-fotki.yandex.ru/get/43572/14546502.d/0_b247e_ea2d0ae7_L.jpg)
Рис. 1 Средне-групповые показатели факторов творческого мышления тренеров ВК по боксу.

На втором этапе выявлялась эмоционально-смысловые доминанты с использованием прибора биологической обратной связи (БОС) – индикатор психоэмоциональных реакций «ИПЭР-1К».

Для определения эмоционально-смысловых доминант были взяты основные понятия спортивной деятельности: спорт, спортсмен, тренировка, соревнования, техника, тактика, стратегия, соперник, а также определена степень эмоциональной напряженности с использованием «ИПЭР-1К». На каждого тренера ВК была создана диаграмма, в которой степень эмоциональной напряженности были отображены в виде белого, светло-серого и темно-серого цвета, а субъективная оценка тренера ВК обозначена желтой (светлой) линией, показания «ИПЭР-1К» - красной (тёмной). Когда синяя и красная линии на диаграмме расходятся (находятся в разных участках диаграммы), это можно интерпретировать, что тренер не осознает влияние доминанты на свою профессиональную деятельность (рис.2).

(https://img-fotki.yandex.ru/get/53301/14546502.d/0_b247f_a429e158_L.jpg)
Рис. 2 Эмоционально-смысловые доминанты профессиональной деятельности тренера.

Анализируя полученные данные можно сказать, что у данного тренера выявлена эмоциональная напряженность на смысловые понятия «соперник», «соревнование» и «техника», при этом он не осознает степень эмоциональной напряженности на «соперник». Определяя групповые показатели эмоциональной напряженности восьми тренеров ВК по боксу, вырисовывается следующая картина, которую можно представить в форме гистограммы на рис.3 

(https://img-fotki.yandex.ru/get/29815/14546502.d/0_b2480_d53d1c9b_L.jpg)
Рис. 3 Средне-групповые показатели эмоционально-смысловых доминант профессиональной деятельности тренеров по боксу.

Наибольшая эмоциональная напряженность в группе выявлена на понятиях «соперник» и «соревнование».

На третьем этапе проводился мозговой штурм по проблеме «Как победить соперника в отборочном турнике на территории соперника».

Сущность метода мозгового штурма заключается в том, что отбирается группа, которая делится на две подгруппы: первая генерирует идеи (выставляет оценки), а вторая – их анализирует. Сообщается, что приветствуются все идеи, возникшие как индивидуально, так и по ассоциации при выслушивании предложений других участников, в том числе и улучшающие чужие идеи (каждую идею рекомендуется записывать на отдельной карточке). Категорически запрещается любая критика – это важнейшее условие мозгового штурма: сама возможность критики тормозит воображение. Каждый по очереди зачитывает свою идею, остальные слушают и записывают на карточки новые мысли, возникшие под влиянием услышанного. Затем все карточки собираются, сортируются и анализируются, обычно другой группой экспертов. Идея, с которой согласится большинство экспертов, и считается правильной.

Мозговой штурм состоял из трех частей: первой – генерирование идей, второй – программа коррекции эмоционально-смысловых доминант, и третьей – генерирование идей.

После первой части мозгового штурма было создано 19 идей, после чего наступил тупик в создании новых идей.

Далее проводилась программа коррекции эмоционально-смысловых доминант, выявленных на этапе 2. Тренеров просили написать на листе бумаги самые болезненные воспоминания проигрышей из их личной спортивной карьеры. Затем проходило групповое обсуждение эмоциональных переживаний, связанных с прошлыми проигрышами. Для нейтрализации болезненных переживаний во время обсуждения, использовались следующие методологические принципы:

1. Поведенческие (отклонения поведения в ситуациях «Проигрыша», как излишняя замкнутость, тревожность, обидчивость, «болезненная симптоматика»  трактуются с позиции бихевиоризма и сопряжены с необходимостью создания у тренера  оптимальных навыков поведения). Для этого применяются методы, которые условно можно отнести к трем группам: контробусловливания (разрыв негативной укрепившейся связи между реакций и раздражителем ее замена новой; оперантные методы (применение системы наград за желательные действия); методы, базирующиеся на взглядах социобихевиористов (предъявление психологом модели наиболее приемлемого поведения).

2. Деятельностные (коррекция посредством организации специального процесса обучения, результат чего – управление и контроль внешней и внутренней активностью).

3. Когнитивистские (основа – личность рассматривается в качестве организации определенных познавательных структур; применение «личностных конструкторов», позволяющих выдвигать соответствующие гипотезы относительно мира).

4. Психоаналитические (помощь тренеру в выявлении неосознаваемых причин болезненных переживаний, проявлений их посредством их проработки).

После программы коррекции эмоционально-смысловых доминант мозговой штурм продолжился, и было создано еще 24 новых идеи.

После окончания мозгового штурма, все участники прошли повторное исследование дивергентного мышления и определение творческих способностей. Результаты представлены в гистограмме на рис.4

(https://img-fotki.yandex.ru/get/37849/14546502.d/0_b2481_2243a1a2_L.jpg)
Рис. 4 Средне-групповые показатели факторов творческого мышления тренеров ВК по боксу.

Средний показатель по каждому фактору увеличился на от 4 до 6 единиц.

Выводы:
Полученные в исследовании данные могут быть использованы для развития творческого потенциала тренера высокой квалификации, позволяющие расширять мыслительные горизонты и активно внедрять их в тренировочный процесс нестандартные решения. В итоге это приведет к созданию тренерами новых оригинальных методических приемов и принципов, способствующих достижению высоких спортивных результатов их воспитанниками.

Скачать статью полностью https://yadi.sk/i/OChLFh2DrC6PU (https://yadi.sk/i/OChLFh2DrC6PU)

Литература:
1.   Альтшуллер Г.С. Психология изобретательского творчества Г.С.Альтшуллер, Р.Б.Шапиро  // Вопросы психологии, 1956, № 6, - с.37-49.
2.   Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев – СПб.: Питер, 2001.
3.   Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы / П. К. Анохин – М., 1978.
4.   Балыкин А.И. Интегративные компоненты творческого потенциала тренера высокой квалификации / А.И.Балыкин, Т.В.Балыкина-Милушкина, С.В.Верлин  // Журнал «Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта», - М., 2010, №3 (18), – С.74
5.   Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера // Собр. соч. - Т.6. - М., 1984. - с.321.
6.   Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1969.
7.   Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Л. А. Петровской.— М.: Прогресс, 1990.—368 с.
8.   Деркач А.А.  Творчество тренера / А.А.Деркач,  А.А.Исаев – М.: ФиС, 1982.
9.   Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин – СПб.: Питер, 2002. – 166 с.
10.   Караяни А.Г. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи / А. Г Караяни, И. В. Сыромятников // Прикладная военная психология. — СПб. : Питер, 2006. — 480 с.
11.   Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы / А. Р.  Лурия – М., Педагогика,1970, Т.2 – С.13, 94-116.
12.   Мясищев В. Н. Психологическое значение электрокожной характеристики человека / В. Н. Мясищев // Труды ин-та мозга им. Бехтерева. –  Л., 1935.
13.   Пат. 107482 Российская Федерация, МКП А61М 21/00. Устройство для оценки психоэмоционального состояния человека [Текст] /Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В. и др.; заявитель и патентообладатель ООО АРС «Гармония» – № 2011102973/14; заявл. 21.01.11; опубл. 28.08.11, Бюл. № 23 –  7 с.
14.   Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1976. – 145 с.
15.   Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии / С.Л.  Рубинштейн – М., 1946.
16.   Рудик П.А. Психология (спорт) / П.А.Рудик – Изд.3Б доп. и пераб. 1976. –240 с.
17.   Юнг К Г. Аналитическая психология / К. Г. Юнг – СПб., 1994.

Источник http://www.iper1.ru/novosti/2016-04-21-creative-management.html (http://www.iper1.ru/novosti/2016-04-21-creative-management.html)