Новости Парапсихологии и Psi-исследований

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 »
xx О феномене Жамэвю ("дежавю наизнанку")
Апрель 17, 2013, 02:15:33 pm у psciences.helper
 Хорошо известен феномен дежавю, когда люди воспринимают новые впечатления как нечто уже виденное ранее. А вот о противоположности этого эффекта - "жамэвю" (от французского jamais vu - "никогда не виденное") - мы знаем куда меньше. При данном явлении человек относится к привычным для себя ситуациям так, будто сталкивается с ними впервые.                 


Изображение с сайта: yoki.ru
Это похоже на кратковременную потерю памяти. Страдающий этим "синдромом" может на несколько минут ощутить, что окружающие его люди и предметы ему совершенно незнакомы.

 Предположим, человек находится у себя дома и беседует с близким другом или членом семьи. Внезапно он осознает, что находится в незнакомой обстановке, а напротив сидит какой-то чужак. Если это случается в первый раз, то наш индивид может просто впасть в панику. Может возникнуть неадекватная реакция: он начнет задавать вопросы: "Где я нахожусь?", "Кто вы?" и так далее. Все это, разумеется, вызовет сомнения в его психическом здоровье:

 Но какое-то время спустя все возвращается на круги своя. Если подобное состояние переживается не впервые, то человек со временем учится контролировать себя и старается не выдавать паники. Хотя может повести себя несколько странно или ответить невпопад.

 "Жамэвю" существенно отличается от амнезии - потери памяти. Прежде всего, у амнезии обычно есть объективные предпосылки - скажем, травма, шок, стресс или возрастные изменения.

 Как известно, старики, страдающие склерозом, обычно забывают то, что произошло накануне, но во всех подробностях могут описать события времен их молодости. Бывает и наоборот: амнетик помнит о текущих событиях, но при этом напрочь забывает о том, что случилось ранее.

 Полная и частичная потеря памяти наблюдается и у лиц, которых якобы похищали пришельцы или еще какие-то неизвестные силы. Не исключено, что похитители стирают память намеренно. Знаменитые контактеры супруги Хилл, под гипнозом показали: прощаясь, энлонавты заявили, что у супругов не останется ни-каких воспоминаний об этой встрече.

 Однако, если страдающие амнезией обычно забывают события или людей из прошлого, то "жамэвю" относится только к настоящему. Скажем, вы смотрите в окно своей квартиры и вдруг понимаете, что мир за окном вам незнаком: Такое впечатление, что мозг на некоторое время просто отключается, происходит "зависание программы":

 По мнению специалистов в области нейрофизиологии, и "дежавю", и "жамэвю" связаны со сбоями и нестыковками во взаимодействии двух отделов головного мозга, один из которых отвечает за память и восприятие информации. Кстати, "дежавю" встречается в десятки раз чаще, а между тем, этот эффект выглядит куда загадочнее, так как человеку не просто кажется, что он раньше где-то видел другого человека, или пейзаж, или какой-то объект, но информация на самом деле подтверждается.

 Так, знаменитый психолог Карл Юнг утверждал, что с 12 лет живет словно бы в двух мирах - современности и далеком прошлом. Как-то он увидел портрет врача, на-писанный в XVIII веке. Доктор был обут в ботинки с пряжками. Юнгу показалось, что когда-то и он носил такие ботинки. Более того, психолог верил, что родился не в 1875 году, а в 1775-м.

 Во время поездки в Найроби профессору попался на глаза темнокожий мужчина, опиравшийся на копье. Сразу же появилось ощущение, что он уже бы-вал здесь 2 тысячи лет назад и встречал этого человека!

 Один из случаев подобного "дежавю" описал Лев Толстой в послании к приятелю. Как-то на охоте его конь споткнулся и сбросил се-дока на землю. В тот же миг писатель вспомнил: такое уже про-исходило с ним 200 лет назад, но тогда он был другим человеком с иными именем и судьбой.

 Наш современник Виктор Г. рассказывает: "У меня довольно часто бывает так, что я приезжаю в незнакомое место и узнаю его. Мне заранее известно, что находится внутри здания, куда я попал в первый раз, или что откроется сейчас за углом: Несколько раз я "узнавал" абсолютно незнакомых людей. Однажды в учреждении увидел женщину, и едва только она вошла в комнату, как я уже знал ее имя, фамилию, должность, семейное положение и прочие данные о ней: Я потихоньку подошел к одной сотруднице и проверил информацию - все подтвердилось".

 Не исключено, что "дежавю" - это на самом деле форма ясновидения, своего рода "воспоминания о будущем". Кстати, нередко какие-то люди и ситуации сначала снятся нам во сне, а потом мы сталкиваемся с ними наяву. Есть также версия о том, что время - категория условная, поэтому некоторые люди способны "видеть" события как далекого прошлого, так и будущего. Но объяснить это с научной точки зрения пока невозможно.

Текст: Маргарита Троицына

Источники:
1. yoki.ru
2. anomalia.kulichki.ru
xx Температурой тела действительно можно управлять "силой мысли"
Апрель 15, 2013, 12:04:27 pm у psciences.helper
 Экспериментальное подтверждения возможности управления температурой тела "силой мысли". Легенды об индийских йогах, способных силой мысли разогреть своё тело, известны с давних времён. Собственно говоря, называть такие истории легендами не совсем корректно: школа йоги внутреннего Огня (туммо) существует по сей день, и многие люди были свидетелями того, как сдававший экзамен на йога растапливал вокруг себя снег или на морозе высушивал собою мокрую ткань.

 Но очевидцы очевидцами, а учёным долгое время не удавалось увидеть этот феномен во всей, так сказать, полноте. Максимум, что регистрировалось, — повышение (довольно, кстати, заметное) температуры в периферических отделах тела, в пальцах рук и ног. Впрочем, недостаток научных подтверждений тут можно отнести на счёт организационных сложностей: монастыри, поддерживающие традицию туммо, немногочисленны и имеются только в Тибете. Кроме того, они вряд ли озабочены научной пропагандой своей деятельности.


Тибетский йог в позе для медитации туммо (фото авторов работы).

 Но исследователи из Национального университета Сингапура проявили упорство и прорвались на священную монастырскую церемонию с аппаратом ЭЭГ. Им удалось снять электроволновую активность мозга у классического последователя туммо во время медитации, который поднял температуру тела до 38,3?C. На втором этапе исследований учёные работали с западными адептами этой техники, которые с помощью дыхательных упражнений тоже повышали температуру тела, хотя и не так сильно, как настоящие йоги.

 В статье, опубликованной в PLoS ONE, авторы приходят к выводу, что техника медитации туммо действительно позволяет регулировать температуру всего тела (а не только пальцев рук и ног), находясь при этом в сознании. Ключевыми тут названы два пункта: «Дыхание Вазы» и сила воображения. Температура тела, как известно, зависит от интенсивности клеточного дыхания, а оно определяется газообменом. Дыхательная техника, практикуемая йогами туммо, как раз позволяет влиять на теплопродукцию. Понятно, что для этого нужна высокая степень умственной концентрации.

 Воображение же йогам необходимо для представления «огненных» образов, которые влияют на термочувствительность и тем самым сокращают теплопотери. Опять же, для того чтобы настолько реально представить себе огонь, требуется сильнейшая психическая концентрация, которая и достигается во время медитации. В сумме это работает как разогрев плюс термоизоляция, что и позволяет ввести организм в умеренную горячку.

 Можно сказать, что для поклонников йоги учёные не сказали ничего нового. Однако, коль скоро мы говорим о науке, стоит подчеркнуть, что этот феномен впервые получил психоневрологическое подтверждение, пусть и не на очень глубоком уровне.

 Люди, разумеется, занимаются этим не для того, чтобы топить снег и сушить одежду после стирки. И классические тибетские йоги, и их европейские и американские последователи утверждают, что медитация туммо улучшает умственное и физическое здоровье. И это ни в коей мере не слухи: учёные вполне достоверно знают, что некоторые виды медитации могут, например, улучшать иммунитет. Так что медицинские исследования йогических техник имеют вполне себе практическое значение. Хотя вряд ли стоит в ближайшем будущем ожидать в наших поликлиниках появления врачей, прописывающих пациентам «сушку мокрой простыни своим телом на морозе».

09 апреля 2013 года, 14:57 | Текст: Кирилл Стасевич

Подготовлено по материалам Medical Xpress.

Источник: science.compulenta.ru
xx Внетелесный опыт оказался реальнее самой реальности
Апрель 08, 2013, 08:58:25 pm у psciences.helper
 Исследователи из Льежского университета (Бельгия) сумели придумать метод, с помощью которого можно определить, реальны ли впечатления переживших клиническую смерть, или то были исключительно продукты их воображения. Идея состояла в том, чтобы проверить, какие признаки характерны для памяти об этих переживаниях. Известно, что мы можем запоминать как реальные события, которые с нами случились, так и воображаемые - собственные мысли и чувства, которые крутятся только у нас в голове. Обе эти разновидности памяти имеют свои черты, то есть реальное мы вспоминаем одним способом, а воображаемое - другим.


Опыт выхода из тела запоминается лучше и чётче, чем сама жизнь. (Фото JustCallMe_Bethy.)

 Но когда Мари Тоннар с коллегами попробовала применить этот подход к переживаниям опыта вне тела, результат получился удивительным. Исследователи работали с пациентами, пережившими кому. Их спрашивали о реальных впечатлениях из жизни, об опыте близости к смерти, и всё это сравнивали с показаниями обычных людей, которые в кому никогда не впадали. Так вот, оказалось, что признаков памяти о воображаемом у опыта вне тела нет, то есть, с одной стороны, умирающий человек действительно видит то, что видит. Но при сравнении с памятью о реальных событиях оказалось, что опыт вне тела реальнее самой реальности. И это значит, что мозг не просто помнит околосмертные впечатления так, как если бы они были реальны, он помнит их детальнее, лучше.

 Тут, вообще говоря, нужно понимать, что мозг в таком состоянии должен быть погружён в хаос. Когда человек умирает, физиология и биохимия выходят из строя, и мозга это касается тоже. По идее, в такой момент нельзя ожидать от него сверхчёткой работы. Однако характер воспоминаний говорит о том, что в этот момент мозг работает чётче, чем когда человек был здоров и его жизни ничего не угрожало.

 В статье, опубликованной в интернет-издании PLoS ONE, авторы предлагают следующее объяснение. Известно, что ощущение выхода из тела случается по вине сбоев в работе височно-теменной доли. То есть выход из тела имеет привкус реальности из-за нейрональной дисфункции, и на бурное воображение тут валить всё не нужно. Мозг лжёт, но этот обман оказывается настолько важным и новым опытом, настолько непохожим на всё испытанное человеком ранее, что память запоминает его во всех подробностях.

 Впрочем, такие объяснения исходят из того, что у нас есть чёткая граница между мозговой органикой и воображением. Однако спор на эту тему увёл бы нас слишком далеко. Пока же стоит отметить, что околосмертный опыт, по-видимому, вполне реален, хотя его реальность лежит исключительно внутри самого мозга. Если же кого-то такая реальность не устраивает и ему хотелось бы услышать про 'потустороннее', считаем своим долгом напомнить, что мнение исследователей, стоящих на позициях сугубого материализма, не обязательно должно совпадать с мнением идеалистически настроенных читателей.

 Подготовлено по материалам Льежского университета.

Источник: science.compulenta.ru
xx У человека девять чувств, а не пять
Апрель 07, 2013, 03:29:30 pm у N-Watcher
 Пять — те, что всем нам известны, то есть зрение, слух, вкус, обоняние и осязание — были впервые перечислены еще Аристотелем, который, будучи выдающимся ученым, все же нередко попадал впросак. (К примеру, согласно Аристотелю, думаем мы с помощью сердца, пчелы происходят от разлагающихся туш быков, а у мух всего по четыре лапки.)                                         


По общепринятому мнению, у человека есть еще четыре чувства:

Термоцепция — чувство тепла (или его отсутствия) на нашей коже.

Эквибриоцепция — чувство равновесия, которое определяется содержащими жидкость полостями в нашем внутреннем ухе.

Ноцицепция  — восприятие боли кожей, суставами и органами тела. Странно, но сюда не относится мозг, в котором вообще нет чувствительных к боли рецепторов. Головные боли — независимо от того, что нам кажется, — исходят не изнутри мозга.

Проприоцепция —  или «осознание тела». Это понимание того, где находятся части нашего тела, даже мы не чувствуем и не видим их. Попробуйте закрыть глаза и покачать ногой в воздухе. Вы все равно будете знать, где находится ваша ступня по отношению к остальным частям тела.

 Каждый уважающий себя невропатолог имеет свое собственное мнение насчет того, существуют ли еще какие-то чувства, кроме этих девяти. А некоторые вообще убеждены, что их не меньше двадцати одного. Скажем, как насчет чувства голода? Или жажды? Чувства глубины? Чувства смысла? Языка? Или бесконечно интригующая синестезия, когда чувства сталкиваются и переплетаются так, что музыка начинает восприниматься в цвете?

 А как насчет чувства электричества? Или чувства опасности — когда волосы становятся дыбом?

 Кроме того, существуют чувства, которые есть у некоторых животных, но отсутствуют у людей. Акулы, например, обладают сильной электроцепцией, позволяющей им чувствовать электрические поля; магнитоцепция определяет поля магнитные и используется в системах навигации птиц и насекомых; эхолокация и «боковая линия» практикуются рыбами для ориентации, а инфракрасное зрение необходимо оленям и совам для ночной охоты или поиска пищи.

Источник: http://bustersmyth.ru/124
xx Экспериментальные подтверждения экстрасенсорных феноменов (...)
Апрель 05, 2013, 04:04:59 pm у arayenx
 (От редакции parapsych.ru) Вашему вниманию представляется достаточно значимый доклад Пархомова А.Г. «Экспериментальное подтверждения информационного характера экстрасенсорных, а также некоторых космических и техногенных феноменов» из конференции «Биоэкстрасенсорика: наука, искусство, религия», проведенной в лаборатории неэлектромагнитной кибернетики "ВЕГА", являющейся базой Московского Института Кибернетической Медицины.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА ЭКСТРАСЕНСОРНЫХ, А ТАКЖЕ НЕКОТОРЫХ КОСМИЧЕСКИХ И ТЕХНОГЕННЫХ ФЕНОМЕНОВ

 Около 20 лет назад, исследуя влияние экстрасенсов на экранированные генераторы низкочастотного электрического шума, мы столкнулись с удивительными результатами: операторам удавалось не только увеличивать или снижать амплитуду сигнала, но и упорядочивать хаотические изменения, что выражалось в появлении цугов квазипериодических пульсаций. Дальнейшие исследования показали, что подобные аномалии в ходе процесса электрического шума появляются и без экстрасенсорного воздействия, причем в вероятности их появления заметна космическая ритмика (отчетливее всего – ритм смены лунных фаз) [1,2].
 

Рис.1. Эффекты при воздействии на шум микросхемы 1ЛБ201 [1].


Вверху:  возрастание  амплитуды  флуктуаций.  Оператор Дроздова
В середине: снижение амплитуды шума. Оператор Авдеев
Внизу: сигнал с длинным цугом квазипериодических пульсаций. Оператор Давыдов
Время воздействий обозначено горизонтальными линиями.
 
 Примерно в это же время появились сообщения о результатах многолетних исследований С.Э.Шноля с сотрудниками [3,4]. Было обнаружено, что в ряде физико-химических и биологических систем происходят значительные изменения амплитуды флуктуаций интенсивности разнообразных процессов, причем в этих изменениях хорошо заметны ритмика солнечной активности, лунномесячная  и годичная периодичность. Кроме того, Шноль обнаружил изменчивость  распределений скорости счета при измерениях радиоактивности и наличие в этой изменчивости космических ритмов. Недавно выводы Шноля нашли подтверждение в обнаруженных Б.В.Карасевым [5] и Н.Г.Големиновым [6] участках скорости счета радиоактивности с аномально низкой дисперсией. Обнаружена космическая ритмика при измерениях бета радиоактивности [7-10]. Наконец, обнаружено влияние на электрический шум и радиоактивный распад "неэлектромагнитных генераторов", созданных А.В.Каравайкиным vega-new.
 
 Таким образом, множество разнообразных экспериментальных данных указывает на близость экстрасенсорных и некоторых космических и техногенных воздействий. Попробуем систематизировать имеющие отношение к затронутой проблеме эксперименты по объектам воздействия и по результатам, разделив обнаруженные феномены на три группы:
1) аномально большие флуктуации параметров, характеризующих ход процессов в физико-химических, биологических и иных сложных системах;
2) изменчивость интенсивности процессов в системах, состоящих из множества независимых элементов (например, ядер в радиоактивном веществе);
3) изменчивость  распределения значений, получаемых при многократных измерениях, даже если средняя скорость процесса неизменна.

 Первый феномен является результатом процессов, происходящих в любых системах, состоящих из большого числа элементов, способных накапливать энергию и высвобождать ее при достижении некоторого порога. Для процессов в таких системах характерен спектр типа 1/f , т.е., грубо говоря, “чем реже события, тем они сильнее”. Ход процессов в таких системах имеет хаотичный, всплесковый характер и самоподобен на очень разных развертках времени  [11].

 Поразительно разнообразие объектов, в которых возникает флуктуации такого типа. Это и недра Земли с землетрясениями, и горные массивы с камнепадами и снежными лавинами, и атмосфера с множеством происходящих в ней процессов, и Солнце с его активностью. Такие же флуктуации характерны и для параметров, характеризующих ход процессов в  ряде физико-химических систем и в живых организмах. Подобным же образом флуктуирует число особей в популяциях и социальная активность в человеческом сообществе.

 Такие же флуктуации – фликкер-шум - преобладают и у электронных приборов в области  низких частот. В последние годы фликкер-шумом часто называют флуктуации такого типа не только в электронных, но и в любых системах.

 Такого рода сложные системы не только живут своей внутренней жизнью, но могут обладать  высокой чувствительностью к внешним воздействиям, поскольку  часть их элементов находится в предпороговом состоянии, когда достаточно небольшого толчка, чтобы накопленная энергия сбросилась. Когда этот слабый толчок происходит, множество предпороговых элементов сбрасывают свою энергию одномоментно, и энерговыделение в системе многократно превосходит обычное. Усиленное энерговыделение может стимулировать сброс энергии у элементов, более удаленных от порога, что лавинообразно увеличивает величину эффекта.

 Это происходит, если система до воздействия смогла "наполнить" свои резервуары, т.е. достаточно долго была без ощутимых внешних воздействий. При наличии же внешних достаточно сильных и частых воздействий сброс энергии элементами происходит далеко от порога, и коллективного высвобождения энергии, охватывающего всю систему или значительную ее часть, происходить не может. Это  объясняет парадоксальное свойство систем такого типа: сильный отклик на слабые и редкие воздействия и малозаметный отклик на сильные и частые воздействия. Этим объясняется и возрастание отчетливости отклика таких систем на всепроникающие экстрасенсорные воздействия при увеличении качества изоляции от воздействий обычного типа.

 Под "энергией" можно подразумевать все, что способно накапливаться и высвобождаться. Это и носители заряда, захватываемые дефектами кристаллической решетки в полупроводниках, и снег на горных склонах, порождающий лавины, и изменения в литосфере, приводящие к землетрясениям, и многое другое,  в том числе, напряженность в человеческом сообществе.

 Итак, системы с большим числом элементов, способных что-нибудь накапливать и высвобождать, обладают свойством откликаться на слабые и редкие воздействия (при условии, что они одновременно не подвергаются сильным и частым воздействиям). Космические воздействия именно редкие и слабые, и неудивительно, что они проявляются во флуктуациях типа фликкер-шума.

 Объекты, в которых проявляются второй и третий феномены (например, радионуклиды), коренным образом отличаются от объектов с фликкер-шумом. В радиоактивности мы имеем дело с множеством независимых одинаковых элементов, имеющих внутренний запас энергии, которая может высвободиться в актах ядерного распада равновероятно (при одинаковых внешних условиях) в любой одинаковый отрезок времени. Объекты же с феноменами первого типа - системы с множеством взаимосвязанных элементов, накапливающих энергию из внешних источников, и не удивительно, что процессы в них управляются внешними воздействиями.

 А в атомных ядрах чрезвычайно высокая концентрация энергии, а также экранировка электронными оболочками приводят к очень слабой чувствительности внутриядерных процессов (в частности, вероятности распадов) к внешним воздействиям обычного типа (электромагнитные поля, температура, давление). Единственным способом влиять на ход внутриядерных процессов считается облучение нейтральными или достаточно энергичными заряженными частицами. Обнаружение  изменений скорости распада бета радиоактивных ядер с космической ритмикой и амплитудой, достигающей десятых долей процента, указывающее на наличие достигающего поверхности Земли ядерноактивного космического агента, является  крупнейшим научным открытием последнего времени. Незаметность аналогичных вариаций скорости распада альфа радиоактивных ядер [7,8] указывает на то, что этим агентом является поток частиц, не участвующих в альфа распадах - нейтрино. Изобилие в Космосе "реликтовых" нейтрино следует из космологии и подтверждается астрономическими наблюдениями [12]. Особенностью этих нейтрино является крайне низкая энергия, что приводит к весьма значительному возрастанию эффективности их взаимодействия с веществом по сравнению с нейтрино высоких энергий [13].

 Таким образом, вторая группа феноменов  - изменчивость скорости радиоактивного распада - может иметь объяснение действием ядерноактивного космического агента.  Но феномены третьего типа - изменчивость  распределения значений, получаемых при многократных измерениях,  даже если средняя скорость процесса неизменна – удивительны  и с позиций современных научных теорий совершенно непонятны.

 В основе теории радиоактивности лежит допущение, что акты распадов  происходят в случайные моменты времени и каждое ядро распадается независимо от других. А если это так, распределение результатов измерений должно описываться законом Пуассона. Вид этого распределения однозначно определяется средним числом регистрируемых частиц. Столетний опыт исследований радиоактивности  показал хорошее соответствие результатов измерений закону Пуассона. И вот появляются экспериментальные данные Шноля с отклонениями от этого незыблемого закона, в которых, к тому же, прослеживается космическая ритмика. Естественно, это встречается  с недоверием и непониманием. Недоверие усугублялось сложностью применявшейся для выявления эффекта методики обработки экспериментальных результатов, включавшей экспертные оценки. И только недавно    открытие Шноля нашло подтверждение в исследованиях Б.В.Карасева и Н.Г.Големинова [5,6], которые обнаружили в рядах измерений счета радиоактивных источников участки с резко пониженным разбросом результатов. Наличие статистически достоверных участков со значительно уменьшенной шириной распределения красноречиво свидетельствует  о нарушении закона Пуассона и является независимым подтверждением правоты Шноля.

 Но наиболее наглядно эффект изменения ширины распределения демонстрирует устройство, созданное А.В.Каравайкиным. На рис.2 показан пример влияния этого устройства на скорость счета источника 60Co, соединенного со счетчиком Гейгера. Вертикальными чертами отмечены моменты включения и выключения устройства. Отличие этого участка от фона очевидно. Стандартное отклонение здесь в 5 раз меньше, чем на фоновых участках, где оно вполне соответствует пуассоновскому, притом, что заметного изменения скорости счета нет.


Рис. 2. Влияние генератора Каравайкина на скорость счета бета источника 60Со. Скорость счета определена по времени набора 1920 импульсов (каждое измерение около 3 минут)

 Исследования показывают, что эффект воспроизводим, причем он обнаруживается не только на бета, но и на альфа источниках, а также на генераторах электрического шума. Изменив режим работы устройства, можно не снижать, а увеличивать разброс результатов.

 Итак, в экспериментах, в которых проявляются феномены третьего типа (в том числе, в экспериментах с экстрасенсорными воздействиями), показана возможность управлять не интенсивностью процессов, к чему мы все привыкли, а степенью их случайности. А как это может происходить, пока совершенно непонятно. Шноль связывает этот эффект с неисследованными свойствами пространства и времени. Но изменения в пространстве и времени, вроде бы, должны приводить скорее к изменению скорости процессов, чем вероятностных характеристик. Возможно, мы столкнулись с неизвестными свойствами того, что мы, не очень понимая, называем энтропией и информацией.

Пархомов А.Г.
Москва, 17-18 марта 2005
Источник: Лаборатория неэлектромагнитной кибернетики "ВЕГА"
 
Литература
1.  Гуртовой Г.К., Пархомов А.Г. Экспериментальные исследования дистанционного воздействия человека на физические и биологические системы. Парапсихология и психофизика, №4, 1992, с. 31-51. http://gipnoz.valuehost.ru/books/31-51(4-92).rtf

2. Gurtovoy G.K., Parkhomov A.G. Remote Mental Influence on Biological and Physical Systems. Journal of the Society for Psychical Research, V.59, № 833, 1993, p.241-258

3. Шноль С.Э., Намиот В.А., Жвирблис В.Е. и др. Возможная общность макроскопических флуктуаций скоростей биохимических и химических реакций и флуктуаций при измерениях радиоактивности, оптической активности и фликкерных шумов. Биофизика, 1983, т. 28, №1

4. Удальцова Н.В., Коломбет В.А., Шноль С.Э., Возможная космофизическая  обусловленность     макроскопических  флуктуаций  в процессах разной природы. Пущино: ОНТИ НЦБИ АН СССР, 1987. 98 с.

5. Карасев Б.В. Статистически значимые отклонения от распределения Пуассона при измерениях радиоактивного распада. Физическая мысль России, № 3, 2001

6. Goleminov N.G. Possible nuclear activity of dark matter. Gravitation and cosmology. V.8. Sup. 2002. P. 2017-2020

7. Пархомов А.Г. Исследование неслучайных вариаций результатов измерений радиоактивности. Атлас временных вариаций природных, антропогенных и социальных процессов. М.: Янус-К, 2002, т. 3.,  с. 607-612. http://www.chronos.msu.ru/Public/parkhomov_issledovanie.html

8. Пархомов А.Г., Макляев Е.Ф. Исследование ритмов и флуктуаций при длительных измерениях радиоактивности, частоты кварцевых резонаторов, шума полупроводников, температуры и атмосферного давления. Физическая мысль России, № 1, 2005.  http://www.chronos.msu.ru/relectropublications.html

9. Бауров Ю.А., Соболев Ю.Г., Кушнирук В.Ф. и др. Экспериментальные исследования изменений в скорости распада радиоактивных элементов.  Физическая мысль России, № 1, 2000, с. 1-7.

10. Лобашев В.М. Измерение массы нейтрино в бета-распаде трития.  Вестник РАН,  т.73, №1, 2003, с. 14-27.

11. Пархомов А.Г. Низкочастотный шум - универсальный детектор слабых воздействий. Парапсихология и психофизика, №5, 1992, с. 59-65. http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/parkhomov_flikker.gz.ps

12. Смольников А.А. Темная материя во Вселенной. Природа, 2001, №7,

13. Пархомов А.Г. Распределение и движение скрытой материи, М.: МНТЦ ВЕНТ, 1993, 76 с. 2 изд. М:. 2004. http://www.chronos.msu.ru/relectropublications.html
xx Ранняя история инструментальной транскоммуникации
Апрель 03, 2013, 03:36:58 pm у psciences.helper
 От переводчика. Знакомясь с историей развития человеческой мысли, стремящейся соединить два мира, вероятно, многие читатели найдут предложенные варианты изобретений достаточно примитивными или даже нелепыми, если, конечно, смотреть с высоты сегодняшнего дня. Но не будем забывать, что процесс поиска Истины настолько же важен, как и сама Истина. Лишь зная откуда мы пришли, мы сможем понять, в каком направлении двигаться дальше. Чтобы, возможно, дать новую жизнь старым идеям, вооружившись знаниями и технологиями принципиально другого уровня.
 
С середины XIX столетия стало появляться все больше изобретений, использующих принципы электромагнетизма для связи между людьми. Вместе с этим стали рождаться предположения о возможности применения подобных же принципов для коммуникаций миром иным. Большое количество сообщений, принятых на медиумических сеансах, содержали ссылки на возможность подобной коммуникации и иногда - инструкции по созданию устройств. В этой статье автор делает обзор развития этого направления с 1900 по 1950 год.
 
В популярной литературе открытие феномена электронного голоса обычно приписывают шведскому режиссеру Фридриху Юргенсону, случайно натолкнувшемуся на него в 1958 году при записи голосов птиц [9]. Однако за 2 года до этого, в 1956 году, Атилле Фон Сэлею и Раймонду Бэйлессу удалось записать “паранормальные голоса” на магнитофон [17].
 
В 1952 году в Милане католические священники Джемелли и Эрнетти задокументировали появление голоса ушедшего на проволочном магнитофоне и проинформировали об этом Папу [2]. В том же году Джордж Вильямсон сообщил о получении сообщений от представителей «иного разума» , в том числе в виде телеграфных сигналов, на частотах 250-450 КГц. [22]. Начиная с 1954 года Ричард (Дик) Миллер сообщал о контактах с представителями иной цивилизации на частоте 11 Мгц [7]. Не умаляя заслуг Юргенсона, стоит отметить, что «официальное» начало ИТК в том виде как мы его знаем, скорее следует отнести к началу 50-х годов. Однако первые попытки транскоммуникации предпринимались намного раньше.
 
Итак, сначала напомню хронологию развития электромагнитной связи и звукозаписи:
 
1837 Самюэль Морзе, телеграф
 
1861 Филип Райс, телефон
 
1877 Томас Эдисон, фонограф
 
1887 Генрих Герц, электромагнитные волны
 
1895 Гульемо Маркони, беспроводной телеграф
 
1898 Вальдемар Полсен, магнитная звукозапись
 
1904 Бронк Patent патент на цветной телевизор
 
1906 Реджинальд Фессенден, беспроводная передача голоса
 
1920 Первые радиопередачи
 
1925 Первые телевизионные передачи
 
Попытки развития технических средств для контактов с потусторонним миром обычно тесно связаны с анонсами, многократно принятыми через медиумов, а позднее - через устройства. Вероятно, самое раннее из таких сообщений принадлежил барону Хелленбаху. В 1885 году он акцентировал внимание на развитии электромеханических устройств, но предупредил против избыточного оптимизма, поскольку, по его мнению, первые контакты столкнутся с проблемой преодоления пропасти, лежащей между двумя измерениями [6]. В сообщении, принятом женой д-ра Карла Викланда [25], содержится предсказание:
 
«Скоро придет время, над чем мы будем работать вместе, когда на Земле изобретут инструмент, через который все желающие смогут услышать величайших учителей Духовного мира. Не сейчас, но скоро».
 
Серию подобных цитат собрал Джордж Мик в своей книге [13]. Среди них - сообщение коммуникатора Уильяма Брэндона (1935):
 
«Все медиумы - это лишь временное средство, которое мы вынуждены использовать для работы с вашими радиоинженерами до тех пор, пока не будет создан механизм, которым мы сможем управлять автоматически. Это возможно, и вне всяких сомнений, станет следующим шагом после телевидения…Вы находитесь между двумя полюсами: просветлением и самоуничтожением. Если вы направите ваши время и деньги, которые вы сейчас тратите на военные расходы, на то, чтобы создать устройство для контакта с нами, оно вскоре появится»
 
С самого начала эпохи электромагнитных коммуникаций было задокументировано огромное количество спонтанных сигналов. По массе причин только малая доля из них получила широкую огласку, и они все еще вдохновляют исследователей по всему миру.
 
За несколько часов до разрушительного землетрясения в Сан-Франциско (1906) были приняты сигналы бедствия. В 1918 году Гелдерт принял длинные сообщения через радио, принадлежавшее его умершему сыну, который при жизни был радиолюбителем [5].
 
Секретарь известного автора детективных романов Эдгара Уоллеса вскоре после его смерти в 1932 году, проигрывая на фонографе собственную пластинку, к своему изумлению, обнаружил запечатленные на ней слова своего ушедшего шефа [17]. В этом событии можно увидеть предзнаменование будущего феномена «голосов на магнитной ленте». Также получили известность голоса друзей и ушедших знакомых, принятые по телефону. Согласно [19], с подобным явлением столкнулся д-р Шернус в конце 40-х годов. Рого и Бэйлесс задокументировали большое количество случаев [17]. Фундаментальная возможность телефонных контактов была продемонстрирована в последнее десятилетие XX века в виде записей диалогов и голосов на автоответчике.
Самые ранние и многие поздние технические новшества также нашли свое отражение в области спиритуализма. Самые известные аналогии:
 
- Постукивания в виде кода Морзе вместо буквенного кода, использовавшиеся на спиритическом сеансе в 1881 году в присутствии компетентных наблюдателей [8]
 
- Усилители слабых голосов вместо рупоров, часто применявшиеся спиритуалистами.
 
Матла и Ван Зельст (1912)
 
Первые эксперименты голландских физиков д-ра Матлы и д-ра Ван Зельста начались в 1904 году и их результаты были опубликованы в 1912-м. [12]
 
Взяв за основу предположение о том, что ушедшие все еще существуют в некоторой материальной форме, они провели эксперимент по изменению давления в закрытом сосуде с водой после входа в него предполагаемой спиритуальной сущности. Этот же эффект мог также выборочно вызываться в одном из двух имевшихся в наличии одинаковых сосудов.
 
Полученные результаты и их интерпретация привели ученых к изобретению прибора под названием «динамистограф», который представлял из себя колесо с нанесенным на него алфавитом, пробелом и точкой, вращающееся со скоростью 0.5 об/мин. При замыкании чувствительного электрического контакта лента перемещалась до нужного положения и на ней отпечатывалась текущая буква.
 
Само устройство вместе с источником питания находилось в стеклянном ящике 1 x 0.8 x 2.4 м. Даже при отсутствии экспериментатора эта машина, чье функционирование весьма зависело от атмосферных условий, печатала осмысленные тексты.
 
Эксперимент Матлы и Ван Зельста так и не был повторен другими исследователями, однако оказал весьма значительное влияние на развитие парапсихологии того времени [17].
 
Вилсон (1915)
 
В 1915 году адвокат и радиолюбитель Дэвид Вилсон опубликовал несколько отчетов о своих экспериментах [11]. Незадолго до этого, в 1913 году он принял через свою радиосистему при отсутствии антенны странные сигналы. Содержание сообщений касалось непосредственно его личной жизни. Вилсон использовал комбинацию батареи, детектора и гальванометра, показывающего спорадические отклонения. Путем исключений случайных флуктуаций он пришел к выводу, что это был код Морзе. Первое послание содержало следующий текст: «Большие трудности. Жди сообщения. Пять дней, шесть ночей». Ночью в присутствии независимых свидетелей он принял послание: «Попробуй удалить вибрацию»
 
Позже Вилсон добавил к устройству ключ Морзе, управляемый живым оператором. Осмысленные слова и фразы приходили тогда, когда волновой детектор принимал паранормальные пульсации синхронно с генерируемыми рукой оператора импульсами. Система позволяла принимать сообщения на множестве языков.
 
В конце концов Вилсон заменил гальванометр тональным генератором. В эксперименте «Лондон - Париж» были приняты два идентичных сообщения на русском языке через два одинаковых устрйоства с разницей в 6 минут. Он так и не сделал официального заявления, и позднее пропал из вида.
 
Согласно Марку Дину, заведующему техническим отделом одной из британских электронных компаний, после 12 лет психофизических экспериментов ему удалось установить контакт с представителями иного мира в форме кода Морзе. Его оборудование состояло из лампы, генератора, усилителя и проволочной сетки. В 1962 году он получил сообщение: «Удачи. Новая Эра началась» [4].
 
Мелтон (1920)
 
В ходе первой мировой войны радиооператор Джордж Мелтон получил несколько странных сообщений, источником которых, как он заподозрил, были ушедшие персоны. В 1920 году он открыл в себе медиумические способности.
 
В ходе одного из сеансов он получил инструкции по постройке «телефона на тот свет». Первая его версия состояла из конического алюминиевого рупора 60 см длиной, меньший и больший диаметр - 7.5 и 20 см, внутри которого располагался микрофон, подсоединенный к источнику питания и идущий к наушникам.
 
Это устройство позволяло усиливать слабые голоса, возникающие вблизи медиума, до порогового уровня восприятия. Дальнейшая модификация (рис. 1) представляла из себя ящик, внутри которого располагался микрофон, диафрагма которого была соединена с надувным баллоном [16].
 
Примерно в то же самое время появился «психотелефон» медиума Ф. Гриерсона (он был музыкальным медиумом, известным под именем «Джесси Шеппард», предшественником Розмари Браун) [20].
 
Джобсон, Кирби и Эшдауни (1928)
 
Три англичанина: Джобсон, Кирби и Эшдауни в 1928 году работали над созданием транскоммуникационной системы. После смерти Джобсона он передал через медиума информацию о конструкции двух приспособлений, работавших за счет «психической энергии». Были получены некоторые позитивные, но до сих пор не подтвержденные результаты. [13].
 
Вандермьюлен (1929)
 
31 июля 1929 года Генри Вандермьюлен скончался в возрасте 15 лет. 16 декабря того же года он передал своему отцу через «Доску Уиджа» данные для построения акустической системы, предназначенной для контакта с ушедшими.
 
Это устройство, запатентованное в Бельгии 1 января 1931 года, состояло из двух стеклянных призм с треугольным основанием высотой 15 см и шириной 3 см, расположенных на расстоянии 5 сантиметров параллельно друг другу. Поверхность одной из призм была покрыта слоем смолы и подсоединялась к подвижному контакту, при замыкании которого срабатывал звонок.
 
Согласно сообщениям, это устройство многократно успешно использовалось во многих местах, и каждый раз, когда срабатывал звонок, происходили медиумические контакты. Попытки приспособить устройство для получения сообщений в коде Морзе не принесли положительного результата [3], [17], [23].
 
Конан Дойль (1931)
 
Сэр Артур Конан Дойль, создатель Шерлока Холмса, при жизни был убежденным спиритуалистом. После своей смерти он вступил в контакт с английским медиумом Грейс Кук, и оставил инструкции по построению некоего оборудования. К сожалению, они так и не были опубликованы [13].
 
Эдисон (1931)
 
Вопросы жизни после смерти и возможности контактов с ушедшими интересовали известного изобретателя Томаса Альва Эдисона, родитили которого были спиритуалистами. В 1921 году в своем интервью он подтвердил, что работает над таким проектом, но после его смерти никаких его записей на эту тему не осталось.
 
В 1941 году медиумам Райту и Гарднеру предположительно удалось вступить в контакт с Эдисоном и получить чертеж его устройства, на основе которого группа заинтересованных экспериментаторов предприняла безуспешные попытки контакта.
 
Согласно рис. 3, микрофон располагался в кубическом ящике с длиной ребер 10 см, из верхней грани которого выходила алюминиемая труба длиной 45 см, запертая в вернем конце деревянной заглушкой.
Через центр трубы наружу выходила внешняя антенна, образовавшая вместе со стенкой трубы, наполненной раствором перманганата калия, электролитический источник тока, от которого питался микрофон [3], [26]
 
Маркони (1937)
 
Гульемо Маркони верил, что в будущем мы станем лучше понимать время и вселенную, и даже восстанавливать исторические события техническими средствами. До своей смерти в 1937 году он тайно работал над аппаратом, который позволил бы записывать «голоса из прошлого» [21]. Подобные взгляды и устремления также приписывают и Николе Тесла [14].
 
Райт и Гарднер (1940)
 
Сотрудничество между Райтом и Гарднером, а также сообщения, принятые медиумическим путем от Эдисона и Штейнмеца, привели к созданию конфигурации из громкоговорителя и микрофона.
 
Микрофон находился в ящике из звуконепроницаемого материала, который вдобавок был дополнительно покрыт тонким слоем слоем металлического порошка и силикона «чтобы скомбинировать электростатические, магнитные и специальные акустические свойства материала» (Райт изобрел силиконовый каучук в лаборатории «Дженерал Электрик». Штейнмец тоже там работал). Микрофон подсоединялся к усилителю, а через него - к громкоговорителю, который воспроизводил с достаточной ясностью голоса, едва слышимые в присутствии медиума. Похожее изобретение построил Б. К. Торогуд, директор Франклинского технологического института (Бостон)
 
Микрофон был покрыт несколькими слоями звукоизолирующего материала и не записывал никаких внешних звуков. Тем не менее, голоса, произведенные медиумом Марджери, находящейся тремя этажами ниже, были отчетливо слышны через динамик.
 
Уайнбергер (1940)
 
Юлиус Уайнбергер, 40 лет руководивший исследовательским отделом Американской радиовещательной корпорации, в 1941 году исследовал вопрос о способности растений к транскоммуникации. Импульсы, поступавшие с прикрепленных к ним электродов, усиливались и записывались. Он обнаружил, что частота импульсов статистически зависела от внутреннего состояния экспериментатора [24].
 
Зваан (1947)
 
Голландский экспериментатор Н. Зваан в 1953 году опубликовал статью в журнале “Psychic News”, в которой утверждал, что в 1947 году он медиумически принял указания для построения устройства, состоящего из высоковольтной батареи, переменного конденсатора (1 нФ), и кварцевой трубки, внутри которой располагалась более тонкая трубка из кварца, на которую было намотано в 3-4 слоя проволоки по 1500 витков каждый.
 
Устройство продуцировало «неэлектромагнитные, позитивные и негативные лучи», не регистрируемые обычными приборами, но обнаружимые своим исцеляющим действием на людей и животных, пробуждением ясновидения и исчезновением «призраков». По просьбе главного редактора британского журнала «The Two Worlds» («Два Мира») Зваан продемонстрировал свое изобретение 17 мая 1949 года в Манчестере перед широкой аудиторией. [17], [18].
 
Заключительные выводы.
 
В свете представленных здесь ранних материалов, а также современных задокументированных свидетельств ИТК-контактов, спрашивается, почему сегодняшние физики, биологи, парапсихологи, теологи и спиритуалисты уделяют вопросам инструментальной транскоммуникации настолько малое внимание? Рамки данной статьи не позволяют детально проанализировать причины их столь далекого
от науки поведения. Философ науки Томас Кун давно уже это сделал [10].
 
Д-р Эрнст Зеньковский.
Ранняя история инструментальной транскоммуникации: "истина где-то рядом"?
(С) Перевод А.В. Михеева, 2012 г. http://www.vk.com/itc_russia

Источник: rait.airclima.ru

Литература
 
[1] Ellis, David: The Mediumship of the Tape Recorder. Pulborough W.Sussex 1978
[2] Ernetti, Alfredo P.: Congress Manuscript Riva del Garda 10/18/1986
[3] Evans, Wainwright: Scientists Research Machine to Contact the Dead, Fate, April 1963, pp. 38-42
[4] Evening Chronicle, Manchester / England, Sept. 1962
[5] Geldert, LN: 'Thy Son Livith'. Little, Brown and Co., Boston 1918
[6] Hellenbach, Lazar by birth and death as a change in the form of intuition. Vienna 1885
[7] Hesemann, Michael; UFOs - The contacts of Gцttingen / Munich 1990
[8] Holm, A. Campbell: The Facts of Psychic Science. University Press, New York 1969 - p 146; NB Wolfe
through the medium of Hollis
[9] Jurgenson, Frederick: radio with the dead. Goldmann, Munich 1985
[10] Kuhn, Thomas S.: The Structure of Scientific Revolutions. Suhrkamp, Frankfurt / M. 1967 (stw 25, 1976)
[11] Light, 03/13/1915
[12] Matla, JLPW, Zaalberg of Zelst, GJ: Le Mystиre de la Mort. Dynamistographie. Paris 1912
[13] Meek, George W. Spiricom what instrument widely predicted. In: Horizons Unlimited, vol. 1, no 2, Summer
1983
[14] Meek, George W.: After We Die, What Then? Metascience Corporation, Franklin, NC 1980, 173 Quote
from: Edith Ellis / William Brandon: 'Open the Door'
[15] Meek, George W., Buchinger, G., Price, L.: Early predictions made about Technical Devices to
Communicate With The Worlds of Spirit. Metascience Foundation, Franklin, NC, Feb. 1983
[16] Melton, FR: Telegraphic Communication with the next world. Light, 20.08.1921, and: A Psychic Telephone.
Nottingham, E. Brown & Co. 1921
[17] Rogo, Scott, Bayless, Raymond: Phone Calls from the Dead. NEL 47 628, London 1980
[18] Schwarz, Rudolf: Radio Spirits in the making. Occult world. Kassel / Hanover, No. 3/19 (49?)
[19] Schwarz, Rudolf: electricity and magnetism, occult world, No. 11, 02/01/1950
[20] Spepard, Jesse: Psycho phone messages. Los Angeles 1921
[21] Smith, Frank Stemman, Roy: Life - What comes after that, MBV, Mannheim 1979?
[22] Smith, Susy: Life is forever. Dell 4773, New York 1974
[23] Vander Meulen: Signaling Device. Supplement to Bulletin du Conseil de Recherches de Belgique
Metapsychique. 01/01/1931
[24] Weinberger, Julius: On Apparatus Communication with discarnate persons. Internally. J. of Prarapsych., Vol
3, No 1 (1961), pp. 56-69
[25] Wickland: 30 years among the dead. Reichl, Darmstadt 1957th (Meeting of 14.4.1920 and 13.3.1924)
[26] Wright, J. Gilbert: Two Inventors return. J. of Res Borderland, May 1949, pp. 14 ff
xx История демонстраций явлений телекинеза. Мистификации и обман (>)
Апрель 03, 2013, 08:17:13 am у arayenx
 Представление о телекинезе возникло в незапамятные времена, а в конце XIX века, на пике интереса к спиритуализму и экстрасенсорике, он считался некоторыми вполне научным явлением. Собственно говоря, во время спиритических сеансов, когда якобы вызывались духи мёртвых людей, телекинез как раз и наблюдался: вещи передвигались по тёмным комнатам, казалось бы, без участия человека. Иногда в воздух взмывали даже небольшие столики (...)

Французский мастер так называемой «спиритической фотографии» Э. И. Буге (1840—1901) демонстрирует возможности «психокинеза» в своей фотоподделке 1875 года под названием «Эффект флюидов».
Изображение с сайта: http://ru.wikipedia.org

* Публикация перенесена в Библиотеку.
xx Psi-способности животных IV (>)
Март 30, 2013, 02:15:06 pm у arayenx
 В истории паранормальных явлений есть немало страниц, «написанных» собаками. Согласно легендам, у знаменитого полководца Александра Македонского был пес-провидец, сопровождавший его во всех походах. Перед каждым большим сражением пес своим лаем предупреждал хозяина, стоит ли начинать его. Если он лаял звонко и заливисто, значит, победа гарантирована. Когда же пес жалобно скулил, полководец переносил (...)


* Публикация перенесена в Библиотеку.
xx Размышления о феноменах Предсмертного Переживания II
Март 27, 2013, 08:22:26 pm у psciences.helper
 Часть 1 здесь. Можно предположить, что из всех научных дисциплин именно философия должна больше других  интересоваться  исследованиями феномена предсмертных переживаний (ПСП) и тщательно их изучать. В конце концов, разве философия не занимается вопросами высшей мудрости, смысла жизни, отношения между телом, сознанием и о Богом?

 Предсмертные переживания предоставляют данные, которые прямо связаны со всеми этими вопросами. Как возможно, чтобы философия умудрилась коллективно игнорировать и даже высмеивать эти исследования? Тем, кто не связан с академической философией, возможно, покажется невероятным, что подавляющее большинство академических философов являются атеистами и материалистами. Некорректно используя науку для поддержания своего материализма, они систематически игнорируют научные данные, которые опровергают их мировоззрение.


Изображение с сайта: paranormal-news.ru

 Ещё более удивительно то, что даже те философы, которые не являются материалистами (а их число, я думаю, растёт), отказываются взглянуть на эти данные. Можно было бы предположить, что картезианские дуалисты или платонисты с жадностью ухватятся за данные, которые убедительно подтверждают их точку зрения о том, что сознание превосходит физический мир, но это не так.

 Я бы хотел поделиться личным опытом, который проливает свет на такое отношение. В конце 70-х годов прошлого века, когда первые исследования ПСП только начали печататься, я читал курс совместно со священником в студгородке. С волнением я поделился тем, что узнал об ПСП, полагая, что он заинтересуется эмпирическими данными, которые, по меньшей мере, служат веским доказательством того, во что он верил - в существование души, загробную жизнь, воздаяние за содеянные грехи, высшие силы и т.д.

 К моему удивлению, он отнёсся так же скептически, как и мой коллега фундаматериалист. Когда я спросил его, почему он не заинтересован, он ответил, что его верования в Бога, загробную жизнь и т.д. основываются на вере; если бы эти вещи были доказаны эмпирически, то не осталось бы места для веры, которая является основой его религиозных убеждений.

 Я понял, что ПСП находятся между двух огней, поскольку они не воспринимаются всерьёз двумя науками, философией и теологией, которые должны бы заинтересоваться этим феноменом. Как только теология и религия откроют дверь эмпирическим данным, возникнет опасность, что эти данные могут противоречить некоторым аспектам веры. Действительно, так и получилось.

 Данные ПСП, например, говорят, что Бог не мстительный, он не карает и не осуждает нас, и не гневается на нас за наши «грехи»; конечно, осуждение существует, но, в этом сходятся все рассказы об ПСП, это осуждение исходит от самого индивидуума, а не от Божественного существа.

 Похоже, всё, что Бог способен нам дать - это безусловная любовь. Но концепция вселюбящего, не карающего Бога противоречит учениям многих религий, поэтому не удивительно, что религиозные фундаменталисты не чувствуют себя комфортно.

Странные союзники

 За долгие годы я пришёл к заключению, что как атеист, так и верующий, от фундаматериалиста до фундаменталиста, имеют что-то общее. Действительно, с эпистемологической точки зрения, это общее намного важнее того, в чём их взгляды расходятся. Они сходятся в следующем: верования, относящиеся к возможному существованию трансцендентальной реальности, - Бога, души, загробной жизни и т.д. - основываются на вере, а не на фактах. Если это так, тогда не может быть фактических доказательств, подтверждающих эти верования.

 Убеждение, что вера в трансцендентальную реальность не может быть подтверждена эмпирически, так глубоко укоренилось в нашей культуре, что имеет статус табу. Это табу очень демократично, поскольку позволяет каждому верить в то, во что он хочет верить. Это позволяет фундаматериалисту чувствовать себя комфортно, будучи убеждённым в том, что на его стороне разум, что никакой загробной жизни не существует, а те, кто считают по-другому, пали жертвой иррациональных сил, принимая желаемое за действительное. Но это также позволяет фундаменталисту чувствовать себя комфортно, полагая, что на его стороне Бог, а те, кто думают по-другому, пали жертвой сил зла и Дьявола.

 Таким образом, хотя фундаменталист и фундаматериалист занимают крайние противоположные позиции по вопросу об отношении к загробной жизни, эти крайние положения объединяют их как «странных союзников» в борьбе против фактических свидетельств загробной жизни, которые могут обнаружить эмпирические исследования. Само предположение, что эмпирические исследования могут подтвердить верования в трансцендентальную реальность, противоречит этому табу и угрожает многим элементам нашей культуры.

Смысл жизни

Исследование ПСП привело к следующему недвусмысленному заключению: испытавшие ПСП подтверждают основные ценности, общие для большинства мировых религий. Они сходятся во мнении, что цель жизни - это знания и любовь. Изучение преобразующего воздействия ПСП показывает, что такие культурные ценности, как богатство, статус, материальные и т.д., становятся намного менее значимыми, а большее значение приобретают вечные ценности, такие как любовь, забота о других и божественное.

 То есть изучение показало, что пережившие ПСП не только на словах провозглашают ценности любви и познания, но и пытаются действовать в соответствии с этими ценностями, если не полностью, то во всяком случае в большей мере, чем до ПСП.

 До тех пор, пока религиозные ценности представляются как просто религиозные ценности, массовой культуре не сложно игнорировать их или упоминать вскользь во время воскресной утренней проповеди. Но если те же самые ценности будут представлены как эмпирически подтверждённые научные факты, тогда всё изменится. Если верование в загробную жизнь будет принято не на основе веры или спекулятивной теологии, а как подтверждённая научная гипотеза, тогда наша культура не сможет это игнорировать. В действительности, это будет означать конец нашей культуры в её настоящей форме.

 Рассмотрим следующий сценарий: дальнейшее исследование ПСП подтверждает в деталях то, что уже было обнаружено; ещё больше случаев подтверждённых достоверных «внетелесных» переживаний собраны и задокументированы; передовые медицинские технологии делают возможными ещё больше случаев типа описанного выше «дымящегося пистолета»; изучение испытавших ПСП подтверждает уже отмеченную перемену в их поведении, связанную с вновь обретёнными (или недавно усиленными) духовными ценностями и т.д. Исследования дублируются в различных культурах с такими же результатами.

 Наконец, вес фактических доказательств начинает сказываться, и учёные готовы объявить миру, если не в качестве факта, то, по меньшей мере, как достаточно подтверждённую научную гипотезу:

 (1) Загробная жизнь существует.
 (2) Наша истинная идентичность - не наше тело, а наш разум или сознание.
 (3) Хотя подробности загробной жизни неизвестны, мы уверены, что каждого ожидает пересмотр его жизни, во время которого он переживёт не только каждое событие и каждую эмоцию, но также и последствия его поведения, положительного или отрицательного. Обычные защитные механизмы, с помощью которых мы скрываем от себя наше иногда жестокое и немилосердное отношение к другим, похоже, не действуют во время пересмотра жизни.

 (4) Смысл жизни - любовь и знания, узнать как можно больше об этом мире и о трансцендентальном мире и повысить нашу способность чувствовать доброту и милосердие ко всем живым существам.

 (5) Нанесение вреда другим как физически, так и психологически, обернётся большой неприятностью для нас, поскольку любая боль, которую причинили другим, во время пересмотра будет переживаться, как своя собственная.

 Этот сценарий ни в коем случае не надуманный. Я считаю, что существует достаточно доказательств, чтобы представить вышеприведенные утверждения как «вероятные» и «более возможные, чем нет». Дальнейшие исследования только увеличат эту вероятность.

 Когда это случится, эффект будет революционным. Когда наука объявит об этих открытиях, уже нельзя будет заниматься делами так, как раньше. Было бы интересно поразмышлять о том, как будет выглядеть экономика, которая попытается соответствовать пяти вышеуказанным эмпирическим гипотезам, но это выходит за рамки статьи.

 Открытия исследователей ПСП будут означать начало конца культуры, чьей движущей силой являются алчность и амбициозность, которая меряет успех в терминах материального богатства, репутации, социального статуса и т.д. Следовательно, современная культура в огромной степени заинтересована в том, чтобы воспрепятствовать исследованиям ПСП, игнорируя, опровергая и преуменьшая выводы исследований.

 Я закончу статью небольшой историей. Чарльз Броуд, писавший в середине 20-го века, был президентом Британского общества физических исследований. Он был последним философом с международной репутацией, который верил, что в этом что-то есть. К концу жизни его спросили, что он почувствует, если обнаружит, что всё ещё жив после смерти физического тела. Он ответил, что, скорее, будет разочарован, чем удивлён. Не будет удивлён, поскольку его исследования позволили ему сделать вывод, что загробная жизнь, скорее всего, существует. А почему разочарован? Его ответ был обезоруживающе честен.

 Он сказал, что прожил хорошую жизнь: он был материально обеспечен и пользовался уважением и восхищением своих студентов и коллег. Но нет гарантии, что его статус, репутация и обеспеченность сохранятся в загробной жизни. Правила, по которым успех измеряется в загробной жизни, могут совершенно отличаться от правил, по которым успех измеряется в этой жизни.

 В самом деле, исследования ПСП позволяют предположить, что страхи Чарльза Броуда вполне обоснованы, что «успех» по стандартам другого мира измеряется не в виде публикаций, заслуг или репутации, а добротой и состраданием к другим.

 Использовано с разрешения Journal of Near-Death Studies.

 Нил Гроссман имеет докторскую степень по истории и философии Университета Индианы и преподаёт в Университете Иллинойса, Чикаго. Его интересует Спиноза, мистика и эпистемология парапсихологического исследования.

Источники:
1. epochtimes.ru
2. paranormal-news.ru
xx Размышления о феноменах Предсмертного Переживания
Март 26, 2013, 05:41:05 pm у psciences.helper
 Исследователи задают вопрос: «Как можно объяснить феномен предсмертного переживания?» При этом они обычно подразумевают, что любое приемлемое объяснение должно быть выражено с помощью концепций - биологических, неврологических, психологических, с которыми они уже знакомы. Феномен предсмертного переживания (ПСП) стало бы возможно объяснить, если бы, например, можно было показать, какое состояние мозга, какие наркотические вещества или какие верования вызывают его.


Изображение с сайта: ariom.ru
Те, кто считают, что ПСП невозможно объяснить, подразумевают, что его нельзя соотнести с каким-либо физическим или психологическим состоянием.

 Я хочу заявить, что этот подход к объяснению ПСП фундаментально неверен. Насколько я знаю, никто из испытавших ПСП не чувствуют необходимости в его объяснении в том упрощённом виде, который предлагают исследователи. Для пережившего ПСП это не нуждается в объяснении, поскольку является точно тем, чем является. Оно представляет собой, по меньшей мере, прямое переживание сознания, или разума, или эго, или личной идентичности - существующего независимо от физического тела. И только по отношению к нашей глубоко укоренившейся материалистической парадигме ПСП нуждается в доказательствах, вернее, в доказательстве его невозможности.

 Ложность материализма доказана эмпирически; отсюда то, что требует объяснения, так это коллективный отказ академических кругов рассмотреть факты и принять их за то, чем они являются. Сегодня академические круги находятся в положении епископа, который отказался взглянуть в телескоп Галилея. Почему так происходит?

 Прежде, чем ответить на этот вопрос, я хочу рассказать о характере и силе фактов, которые опровергают материализм. В статье, опубликованной в  Journal of Scientific Exploration в 1998, Эмилия Уильямс Кук, Брюс Грейсон и Ян Стивенсон описали «три характерные черты ПСП - повышенная умственная деятельность, возможность видеть физическое тело из иного положения в пространстве и паранормальное восприятие». Затем они описали 14 случаев, которые удовлетворяют этим принципам.

 С эпистемологической точки зрения третий критерий, паранормальное восприятие, является самым важным. Материалист может, в принципе, не объяснять, каким образом человек получает достоверную информацию о событиях, находясь вне тела.

 Рассмотрим, к примеру, случай, когда испытавший ПСП точно передаёт разговор, происходивший в приёмной, в то время как его тело находилось в бессознательном состоянии в операционной. Релевантная информация, передаваемая в виде звуковых или световых волн, не могла покинуть приёмную, пройти по коридорам и подняться вверх по лифтам, чтобы достичь органов восприятия человека, находящегося в бессознательном состоянии. Однако человек просыпается после операции, владея информацией.

 Этот случай (их множество) показывает совершенно прямо, что существуют нефизические способы, при помощи которых разум может получить информацию. Отсюда следует вывод, что материализм является ложным учением.

Дымящийся пистолет

 Пожалуй, одним из таких случаев является «дымящийся пистолет», который Майкл Сабом описал в своей книге «Свет и Смерть». В данном случае пациентка испытала ПСП, когда температура её тела понизилась до 60 градусов F, а организм был полностью обескровлен.

 «Её электроэнцефалограмма молчала, отсутствовала реакция мозга, кровь не поступала в мозг». В таком состоянии мозг не может создавать какие-либо переживания. Однако пациентка сообщила о глубоком ПСП.

 Те материалисты, которые считают, что сознание является продуктом мозга, или что мозг необходим для сознательных переживаний, не могут объяснить такие случаи, пользуясь своими понятиями. Беспристрастному наблюдателю пришлось бы сделать вывод, что не все ощущения производятся мозгом, и что ложность материализма доказана эмпирически. Следовательно, объяснения требует крайняя неспособность академических кругов рассмотреть данные доказательства и сделать вывод: материализм является ложной теорией, и сознание может существовать и на самом деле существует независимо от тела.

 Более того, ПСП - не единственное доказательство, опровергающее материализм, их много и в других сферах исследований. Как спиритизм, обширно изученный со времени Уильяма Джеймса, так и описанные Стивенсоном достоверные случаи, когда дети вспоминали свои прошлые жизни, изобилуют фактами против материализма.

 Самый лучший эпистемологический анализ таких свидетельств сделан Робертом Альмедером. После длительного и детального обсуждения воспоминаний о прошлых жизнях он сделал заключение о том, что «рационально верить в реинкарнацию, при наличии фактов». Правильное заключение, согласно Альмедеру, должно быть таким: «Неразумно не верить в реинкарнацию, при наличии фактов». Я согласен с Альмедером.

 Наша коллективная неразумность в отношении богатства фактов, опровергающих материализм, проявляется двумя способами: (1) игнорированием фактов, и (2) настаиванием на слишком строгих стандартах фактических свидетельств, которые, если будут приняты, сделают любую эмпирическую науку невозможной.

Догма и идеология

 Впервые я столкнулся с таким видом академической тупости 20 лет назад. Я поглощал всё об ПСП, что попадало мне в руки, и был готов поделиться своими открытиями с коллегами. Мне казалось невероятным, что они так упрямо отвергали фактические свидетельства.

 «Галлюцинации, вызванные приёмом наркотических средств», «последний проблеск угасающего мозга», «люди видят то, что хотят увидеть» - таковы были наиболее распространённые фразы. Один разговор особенно ясно показал мне фундаментальную иррациональность учёных мужей в отношении свидетельств, которые опровергают материализм. Я спросил: «А как насчёт людей, которые точно описали подробности своей операции?»

 «А, - был ответ, - они, возможно, подсознательно слышали разговор в операционной, и их мозг подсознательно перевёл слуховую информацию в зрительный формат».

 «Ладно, - ответил я, - а как насчёт случаев, когда люди сообщают достоверную информацию о событии, происходившем вдалеке от их тела

 «О, это просто совпадение или удачная догадка», - отвечают.

 Потеряв терпение, я спросил: «Что требуется, чтобы убедить вас, что это правда, может, вам самому надо пережить предсмертное состояние?»

 Совершенно невозмутимо, не поведя бровью, мой коллега ответил: «Даже если я сам испытаю такое переживание, я посчитаю, что это галлюцинация, но не поверю, что разум может существовать отдельно от тела». Он добавил, что дуализм (философский тезис, который утверждает, что сознание и материя являются независимыми субстанциями, ни одна из которых не может быть сведена к другому) является ложной теорией, и что не может быть доказательств того, что является ложным.

 Для меня это был важный урок, поскольку передо мной был образованный, умный человек, который говорил, что не оставит материализм, что бы ни случилось. Даже собственные переживания не заставят его отказаться от материализма. В тот момент я понял две вещи. Во-первых, этот опыт отучил меня оспаривать такие вещи с твердолобыми коллегами; нет смысла спорить с тем, кто заявляет, что его взгляды уже устоялись, и он не изменит их, что бы я ни говорил.

 Во-вторых, этот опыт научил меня, что важно разграничивать между (а) материализмом как эмпирической гипотезой об устройстве мира, подчиняющейся доказательствам (это является признаком научной гипотезы -  что факты существенны для её истинности или ложности) и (б) материализмом как идеологией или парадигмой о том, как «должно» быть, что не подчиняется фактам (это является признаком ненаучной гипотезы - доказательства не существенны для её истинности).

 Мой коллега верил в материализм не как в научную гипотезу, которая может оказаться ошибочной, а принимал его за догму или идеологию, которая «должна» быть истинной, невзирая на противоречащие факты. Для него материализм представляет собой фундаментальную парадигму, в терминах которой объясняется всё остальное, но которая сама по себе не подлежит сомнению.

 Я придумал термин «фундаматериалист» в отношении тех, кто считает, что материализм является непреложной истиной, не подчиняющейся эмпирическим доказательствам. Я называю это фундаматериализмом для недвусмысленного сравнения с фундаментализмом в религии. Фундаментализм подразумевает убеждённость в правоте своего верования.

 Так же, как христианский фундаменталист убеждён, что мир был создан таким образом, как описано в Библии (невзирая на ископаемые останки), фундаменталист убеждён, что всё сущее состоит из материи или физической энергии (невзирая на ПСП и другие свидетельства). На самом деле, и это важный момент, их соответственная вера не имеет ничего общего с фактическими доказательствами. Как это выразил мой коллега-фундаменталист: «Не может быть доказательств того, что не является истиной».

 В отношении (а) материализма как эмпирической гипотезы о строении мира свидетельств против ошеломляюще много. В отношении (б) материализма как идеологии доказательства логически невозможны. Усложняющим фактором является то, что фундаматериалист считает, что его вера в материализм является не идеологической, а эмпирической. То есть, он ошибочно относит себя в категорию (а), в то время, как его поведение явно попадает в категорию (б).

 Скептики полагают, что игнорируя и отвергая свидетельства против материализма, они демонстрируют «научный» подход. Но если  спросить, какой вид эмпирических доказательств убедит их в том, что материализм ошибочен, они, как и мой коллега, обычно теряются, не зная, что сказать.

 Если они не знакомы с данными, то выдвинут критерий, который, на самом деле, уже выполнен. Если же указать на то, что существует много документированных случаев, которые удовлетворяют предложенному критерию, они просто сделают критерий более строгим, и в какой-то точке пересекут линию между разумным требованием научных доказательств и неразумным (и ненаучным) требованием логических доказательств.

 С разрешения журнала Journal of Near-Death Studies.
 
 Д-р Нил Гроссман имеет докторскую степень по истории и философии и является преподавателем в Университете Иллинойса, Чикаго.

Источник: paranormal-news.ru
« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 »
Powered by SMFBlog by CreateAForum.com

Rating@Mail.ru Jivoe Znanie Yandex.Metrika Raiting SunHome.ru
Powered by EzPortal