Новости Парапсихологии и Psi-исследований

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 »
xx Парапсихология: эксперементальный опыт
Июль 18, 2012, 11:51:39 pm у psciences.helper
 Парапсихология является независимой областью науки, и открытия в других дисциплинах не влияют на вопрос о существовании парапсихических явлений.
В каждом конкретном случае ответ может быть получен только путем экспериментов. Приведены описания двух экспериментов, которые показывают, что в определенных условиях человеческий организм действительно может реагировать на информацию, полученную без участия нормальных рецепторов, и что при этом действительно наблюдаются явления, для объяснения которых классических методов явно недостаточно.

Эксперимент 1. Пример попытки продемонстрировать явление телепатии

 Этот опыт был проведен в Лаборатории Психологии при университете г. Гронингена (Голландия). Он часто приводится в качестве примера удачного, тщательного проведенного опыта. Опуская общие рассуждения, перейдем непосредственно к сути эксперимента. Опыт проводился с 23-летним студентом-математиком, у которого способности к телепатическому восприятию моторных импульсов проявились во время демонстрации представления одного из «эстрадных телепатов».

 Опыт проводился в двух смежных (по вертикали) помещениях. Ван Дам как объект эксперимента сидел с завязанными глазами в ярко освещенном нижнем помещении. Он сидел за столом перед закрывающим его полностью экраном. В экране было небольшое отверстие, через которое он мог просунуть руку в направлении стоящего перед ним стола. На столе лежала похожая на шахматную доска, разделенная на 48 квадратов. Те, кто проводил опыт, находились в затемненном верхнем помещении. В пол было вмонтировано звуконепроницаемое окно, через которое сверху можно было отлично видеть стол в нижнем помещении и руки Ван Дама. Были приняты все необходимые меры, чтобы исключить возможность получения импульсов «нормальным» способом (у человека, подвергнутого опыту, были завязаны глаза, он был отгорожен от стола экраном, проводившие опыт находились в затемненном верхнем помещении со звуконепроницаемым окном). Экспериментаторы выбирали методом жеребьевки какое-то поле на доске и далее старались мысленно направить на него испытуемого. Таким способом было проведено в сумме 187 отдельных тестов. При 48 полях доски для случайных совпадений было определено 2-4 %. В результате зарегистрировали 60 правильных ответов. Хотя это количество далеко от 100 % (исследование СВ в лабораторных условиях всегда несовершенно), тем не менее, следует отметить, что испытуемый должен был принять от эксперимента-торов по крайней мере несколько импульсов, которые они передавали мысленно, для того, чтобы эксперимент считался состоявшимся.

Эксперимент 2. Пример серии попыток продемонстрировать явление ясновидения

 (подробный отчет опубликован в «Journal of Parapsychology») На этот раз испытуемым был Павел Штепанек 30-ти лет, способности которого проявились во время занятий, в процессе которых автор этой книги проводил сеансы гипноза. Для опыта была выбрана основная форма СВ: испытуемый должен был определить цвет карт, которые находились в непрозрачных конвертах. В каждом случае необходимо было выбрать один из двух цветов, например, белый или черный. Количество случайных совпадений определялось в 50 % . В результате проведения серии опытов количество правильных ответов составило 60 %. Конечно, это не намного превышает количество простых совпадений, но систематичность и последовательность в ходе эксперимента позволили сделать вывод, что, кроме случайности, существовал еще один фактор. С точки зрения теории информации, тот факт, что результат теста лишь незначительно превысил границу случайности, доказывает передачу определенного количества информации. Поскольку этот длительный эксперимент проводился в условиях, исключающих получение информации нормальным путем, можно утверждать проявление СВ, хотя и в несовершенной форме. Работа с П.Штепанеком в сущности служила исследованием особенностей СВ. Уже первые проведенные с ним опыты подтверждали факт существования сверхчувственного восприятия.

Эксперимент М.Рицль

 Задание для испытуемого заключалось в распознавании цвета двухцветных карточек размером 125x75 мм (соотношение 5x3), которые были помещены в большие непрозрачные конверты. Карточки с одной стороны были белые, с другой черные. Все конверты были изготовлены из плотного темного картона и имели идентичный вид. Конверты с вложенными в них карточками раскладывались перед испытуемым небольшими партиями по 10 штук. Опыт проводился следующим образом: экспериментатор М.Рицль приготовила в соседнем помещении партию из десяти двухцветных карточек, произвольно разложенных в непрозрачные конверты. Затем она передала приготовленные конверты проводившему эксперимент М.Рицлю и села за столик рядом с испытуемым. М.Рицль сел за стол в середине комнаты напротив испытуемого, однако был отделен от него темным непрозрачным экраном. Во время опыта испытуемый не мог видеть или касаться конвертов, поскольку все манипуляции с конвертами происходили за экраном. Получив партию конвертов, М.Рицль разделил ее. Каждый отделенный от пакета конверт был помечен на основании астрономических данных, соответствующих дню эксперимента. Таким образом, выбор зависел от объективных обстоятельств, а не от субъективных действий какого-либо человека. Никто из участников исследования, кроме М.Рицля, не знал, что пакет конвертов с вложенными карточками должен быть разделен. Эта предосторожность была необходима для того, чтобы никто из участников не мог знать во время идентификации, какая именно карточка находится в данный момент в конверте. Далее руководитель эксперимента сложил все конверты один на другой и предложил их для идентификации. Причем конверты все время находились за экраном, и испытуемый не мог их видеть. Согласно заданию, испытуемый должен был определить цвет верхней стороны каждой карточки в той последовательности, в какой карточки были сложены (в темных непрозрачных конвертах за непрозрачным экраном).

 Каждая серия состояла из 10 ответов. Оба экспериментатора записывали их отдельно и независимо друг от друга. После получения десяти ответов каждый проверял свои записи и подсчитывал количество правильных ответов. Затем карточки вынимались из конвертов, и И.Рицль готовила в соседнем помещении следующую партию. В этих условиях было проведено в сумме 200 серий тестов, причем каждая серия состояла из десяти отдельных тестов, то есть в общей сложности было выполнено 2000 тестов. Подсчеты зарегистрировали 1144 правильных и 876 ошибочных ответов. Распределение цветов на карточках было в пределах случайного (998 черных и 1002 белых).

 Исходя из выше изложенного, можно утверждать, что в описанных экспериментах испытуемый продемонстрировал неподверженную посторонним влияниям и повторяющуюся способность к сверхчувственному восприятию

 Таким образом, подобные способности существуют, и поэтому в этой области должны проводиться исследования. И не стоит поддаваться сомнениям, что эта дорога ведет в тупик, и мы зря потратили время на изучение явлений, которые могут оказаться чистой иллюзией.

Источник: http://parapsych.ru/ds/archive/parapsy_ex27/
xx Исследования эффекта Дежавю
Июнь 19, 2012, 07:03:34 pm у psciences.helper
 Человек, который разгадает тайну эффекта дежа вю, наверняка получит мировую известность, ведь тогда перед человечеством откроются удивительные возможности. С того времени, как эффектом дежа вю стали интересоваться всерьез, прошло более 120 лет. Официально изучать этот феномен начали в конце 19 века, после того, как французский психолог Эмиль Буарак, живший в то время, использовал данный научный термин в своей книге «Психология будущего».

 «Дежа вю» в переводе с французского означает «уже виденное». Любой из нас когда-нибудь сталкивался с ним. Кто-то чаще, кто-то реже. Дежа вю означает психическое состояние, при котором человек, находясь в определенном месте и в определенное время, испытывает ощущение, что он уже был в подобной ситуации, и в этот момент ему кажется все знакомым. Некоторые даже могут предсказать то, что произойдет после возникновения этого ощущения.  Доказательством служат реальные факты. Люди, которые жили в разное время и в разных странах испытывали подобное ощущение и могли предсказать, то, что с ними произойдет в ближайшем будущем.

 Зигмунд Фрейд не отрицал существование эффекта дежа вю и называл его чудесным и сверхъестественным, однако толковал его присутствием у человека бессознательных фантазий и желаний. Стремление Фрейда объяснить это явление только с научной точки зрения не поддержал его ученик Карл Густав Юнг. Испытав на себе эффект дежа вю в возрасте 12 лет, Юнг до конца жизни был уверен, что проживает две параллельные жизни. Подобное чувство можно объяснить странностями ученого. Но насколько сильным должно было быть ощущение дежа вю, чтобы оставить след в памяти мальчика на всю жизнь. А он всего лишь случайно увидел на портрете доктора, жившего в

 18 веке, ботинки с пряжками. Этот факт сформировал у него четкую уверенность в том, что он их прежде уже видел и чувствовал у себя на ногах.

 Лев Толстой испытал подобный эффект, когда упал с лошади на охоте. Он вдруг неожиданно вспомнил, что 200 лет назад другой всадник также упал с лошади, и этим всадником был он сам. То, что писатель почувствовал себя всадником, жившим 200 лет назад, можно объяснить его бурной фантазией. Но четкое ощущение уже виденного в такой нестандартной ситуации подтверждает теорию о том, что эффект дежа вю может поджидать нас в самых неожиданных местах, в момент времени, который трудно спрогнозировать.

 Вспомнить все. Возможно ли существование у нас некой генной памяти, которая хранит в сознании человека информацию о его прошлых жизнях? Конечно, это не доказано. Но генная память существует, и это реальный факт, подтвержденный учеными. Только какую информацию она в себе хранит? Информация ли это о предках, предыдущих поколениях, умерших родственниках или пережитых жизнях, ещё предстоит изучить и доказать человечеству. А пока мы только можем основываться на реальных событиях, происходящих с нами.

 Британка Дороти Идри, жившая в середине 20 века, еще в трехлетнем возрасте начала вспоминать свои прошлые жизни, пугая этим окружающих. С возрастом она стала утверждать, что была ни кем иным, а египетской жрицей, и звали её Бентришети. В возрасте 34 лет Дороти-Бентришети переехала в Египет и шокировала всех археологов и египтологов поразительными знаниями о периоде царствования фараона Сети Первого. Она безошибочно указала на места нахождения сада храма в Абидосе, знаменитой стены с барельефами, папируса Наг Хаммади, и была награждена орденом «За заслуги перед Арабской Республикой Египет».

 С древних времен некоторые народы, например, эскимосы, североамериканские индейцы, евреи, часть африканских племен и, конечно же, индусы, поддерживали теорию о реинкарнации. «Реинкарнация» в переводе с латинского означает «повторное перевоплощение», то есть свойство души перевоплощаться снова и снова из одного тела в другое. Случай с британкой Дороти можно было бы отнести к подобной теории, будь мы индусами или парапсихологами. Но так как мы ни те и не другие, и не верим в подобные сказки, мы объясняем все генной памятью. Хотя две эти теории стоят настолько близко, что постоянно перекликаются друг с другом. Примером служит регрессивный гипноз, который позволяет человеческому сознанию путешествовать в прошлое. Эксперименты с регрессивным гипнозом позволили ученым не только узнать о прошлом человека, но и лечить его от многих психических болезней. Если во время сеанса попросить человека рассказать о своей прошлой жизни, то могут раскрыться удивительные подробности. Жизнь в  самых различных уголках планеты, в разные времена, рассказы о том, что муж с женой в прошлой жизни были братом и сестрой, мать и дочь были мужем и женой и так далее. Если регрессивный гипноз не доказывает  теорию реинкарнации и существование генной памяти, то он ясно дает понять, сколько тайн скрывает человеческое сознание.

 Позабыт и запрошен. Калифорнийский гипнотерапевт Майкл Ньютон, известный своей частной практикой коррекции различного рода отклонений в поведении, а также помощи людям в раскрытии их высшего духовного Я, в своей книге «Путешествия души (жизнь между жизнями)» дает очень интересное описание причины возникновения дежа вю. При разработке собственной техники возрастной регрессии, он открыл, что пациентов можно помещать в промежуточные периоды между их прошлыми жизнями и смог это продемонстрировать и доказать на  практике. Пациенты, которых он вводил в состояние транса, все как один рассказывали о существовании бессмертной души между физическими воплощениями на Земле. В момент переселения души в новое тело, ей даются свыше четкие инструкции или знаки, которые она должна увидеть в земной жизни и вспомнить о своем реальном происхождении.

 Это могут быть запахи, ощущения, элементы одежды и другие, незначительные на первый взгляд вещи. Например, один из пациентов рассказывал о серебряной подвеске, украшении, которое он должен был увидеть в семь лет на шее у женщины. При этом на вопрос, каким образом этот серебряный предмет станет рычагом его памяти, он ответил, что украшение будет сиять на солнце, чтобы привлечь его внимание, и он должен будет вспомнить о своем реальном предназначении в текущей жизни. Очень похожую версию можно встретить и у Платона в его теории анамнезиса или припоминания, который считал душу бессмертной и определял процесс познания, как воспоминания об идеях, которые душа созерцала до её соединения с телом.

 Тут помню, тут не помню. Нужно признать, что исследования в области дежа вю в настоящее время не отличаются активностью. Попробуем рассмотреть генезис этого явления. В конце 19 века немецкий психологический журнал объяснил феномен дежа вю загруженностью мозга, рассогласованием процессов «восприятия» и «сознания», которые в нормальном состоянии должны происходить одновременно.  Другими словами, головной мозг сбоит от усталости, и на фоне этого возникает эффект «дежа вю». Противоположную теорию в это же время выдвинул американский физиолог Ульям Х. Бернхам. Он объяснил эффект дежа вю наоборот, результатом хорошего отдыха головного мозга, тогда процесс осознания происходит быстрее в несколько раз, мы можем обрабатывать образ легко и быстро, наш мозг подсознательно интерпретируют это как сигнал того, что мы видели это прежде. Ученые не отвергают версию о том, что незнакомые места или вещи люди могут видеть во сне, прежде чем испытать эффект дежа вю. Фрейд был уверен, что ни одна мысль, ни одно чувство не исчезают бесследно. Все оседает в нашем подсознании. И если мы попадаем в атмосферу, очень похожую на ту, что была во сне, у нас возникает ощущение, что это уже было. А вот где и когда, мы не можем вспомнить, у человека есть свойство довольно быстро забывать то, что происходило с ним во сне.  Такие противоречивые и разнообразные подходы имеют полное право на существование. Версии современных ученых недалеко от них ушли.

 Изучая пациентов, страдающих эпилепсией, австрийский врач Йозеф Шпат объяснил появление дежа вю тем, что у человека в процессе восприятия на какое-то время оказывается "отключен" гиппокамп, часть головного мозга, которая отвечает за эмоции и переход кратковременной памяти в долговременную. В тот момент, когда гиппокамп отключен, работает только парагиппокамп, отвечающий за долговременную память, который и выдает ошибочно новую ситуацию за уже пережитую. Эта теория не объясняет того, что многие люди, пережившие дежа вю, утверждают, что в этот момент, как будто вспоминают сон. Поэтому коллега Шпата Уве Вольфрадт из Германии предполагает, что в процессе дежа вю могут участвовать и многие другие участки головного мозга, а не только два вышеперечисленных.

 В настоящее время исследования дежа вю проводятся по старинке в лаборатории, ставятся эксперименты над испытуемыми. Одно хорошо, что сегодня ученые признают разнообразные причины возникновения дежа вю, а не пытаются свести все к общему знаменателю. Исследуя феномен с древних времен, можно с уверенностью сказать, что эффект дежа вю имеет независимую от опыта и его данных причину.

 В знании - сила, в незнании – будущее. Чем дальше в лес, тем больше дров, и перед  современными учеными вырастает круг вопросов, на которые пока не удается найти ответов. Теории прошлых времен бедны и ограничены, факты говорят сами за себя. Свидетельства нельзя не учитывать. Эффект дежа вю невозможно объяснить одними экспериментами и предположениями. Нужно исследование, которое охватило бы весь аспект причин и возникновений эффекта. Но, к сожалению, такое многогранное исследование до сих пор так и не было проведено.

 Какие бы теории не существовали в настоящее время, эффект дежа вю остается тайной за семью печатями. У всех он бывает, но никто не может объяснить точную причину.

 Нейрофизиологи с их активностью парагиппокампальной извилины, когда мы ошибочно выдаем новое за уже виденное, не доказывают тот факт, если мы действительно видели это раньше, например, во сне.

 Гипнотерапевты, доказавшие на практике, что люди, находящиеся под гипнозом видят не сны и не галлюцинации, со своей версией существования бессмертной души, вполне имеют право на голос. Во сне мы видим перевоплощение информации, попавшей из мозга в подсознание. Под гипнозом человек находится не в бессознательном состоянии, все каналы памяти остаются открытыми, поэтому мы можем получать и посылать информацию.

 Психиатры с их экзотичным объяснением эффекта дежа вю замедлением в зрительных путях. Когда мы видим какой-то объект, то информация о нем обрабатывается в мозгу двумя путями. Первый ведет к зрительной зоне, расположенной в затылочной доле. Другой путь более витиеватый и ведет через различные области мозга, которые согласовывают визуальную информацию с органами чувств. Когда мы что-то видим, то оба пути совпадают. Если вдруг сигналы, поступающие в мозг двумя путями замедляются из-за других процессов, происходящих в мозге, то информация увиденного воспринимается нами, как повторение. Но дежа вю происходит не только во время большой загрузки мозга и усталости, но и, когда человек хорошо выспался и отдохнул.

 Многие из нас  склонны приписывать дежа вю паранормальное или мистическое происхождение.

 Игра ли это нашего воображения, или нарушение восприятия времени, воспоминание о прошлой жизни, или новые сюрпризы, которые готовят нам наша нервная система и головной мозг, никто не может дать однозначный ответ. Мы можем только предполагать, если в будущем тайна эффекта дежавю будет раскрыта, это может помочь не только в лечении больных психическими заболеваниями, но и позволит быстрее осваивать любые знания, диагностировать болезни, раскрывать преступления, предупреждать природные катаклизмы и совершать ещё много чего недоступного пока человеческому сознанию. Может, стоит пересмотреть подход к изучению этого явления? Эмиль Буарак, используя  термин «дежа вю», в известной нам книге «Психология будущего» писал: «В течение многих лет в человеческом знании сохраняется сдержанность, рутина и скептицизм. Знание ненавидит рождение нового, которое, как правило, изменяет или добавляет его принципиальный академический аспект. Но знание отстает от истинных фактов, ментальных понятий жизни и человека. Его организм, как у старика, складывается из привычек, мнений, составляющих рутину. Но, как и в схеме Вселенной, новое  всегда приходит на смену старому».

Автор статьи: Наталья Антонова

Источники:
1. globalscience.ru
2. paranormal-news.ru
xx Безмысленное созерцание полезно для психики
Июнь 14, 2012, 11:26:07 pm у psciences.helper
 Учёные установили, что польза от медитации имеется лишь тогда, когда человеку удаётся ввести себя в состояние ментальной тишины.
 Исследователи из Сиднейского университета (Австралия) выяснили, что медитация самым положительным образом влияет на здоровье — в первую очередь психическое. Учёные пригласили принять участие в исследовании более 350 человек, занимающихся ею хотя бы не менее двух лет. Однако им требовалась не любая медитация, а та, которая практикуется в Сахаджа-йоге и во время которой достигается состояние ментальной тишины, или безмысленного созерцания.


Чтобы получить пользу от медитации, нужно стараться достигнуть состояния безмысленного созерцания. (Фото Annie Engel.)

 В таком состоянии, как говорят практикующие эту разновидность йоги, достигается «вселенскость» сознания, идентичность макрокосма и микрокосма и т. п. Впрочем, за деталями можно обратиться к соответствующим источникам, исследователей же интересовали менее эзотерические вещи: как такая медитация сказывается на здоровье. Психологи попросили участников эксперимента посчитать, сколько раз в день они погружаются в состояние ментальной тишины — хотя бы на несколько минут. Более половины людей ответили, что ныряют в безмысленное созерцание более двух раз в день, треть — один–два раза. Кроме того, учитывались также и специальные сеансы медитации — грубо говоря, когда человек садится и надолго отрешается от всего.

 Исследователи сравнивали показатели здоровья с их средним значением у населения Австралии. Из их статьи в журнале Evidence-Based Complementary and Alternative Medicine следует, что «полноразмерные» сеансы медитации никак не сказывались на умственном здоровье. Зато явная связь была между состоянием психики и опытом ментальной тишины: чем более человек был продвинут в этом, тем лучше оказывались показатели его умственного здоровья. В целом практикующие безмысленное созерцание были на 10% здоровее обычных людей.

 Разумеется, любой адепт соответствующих эзотерических практик скажет, что медитация несёт мир и покой и вообще полезна для психики. Но без научного подхода это оставалось бы обычным субъективным и более чем пристрастным мнением. Исследователи же не только оценили влияние медитации на психику, но и указали, что не все медитации одинаково полезны: следует изрядно поработать над собой, чтобы научиться достигать того самого безмысленного созерцания, дабы иметь с этого какие-то бонусы. Простое сидение в ритуальной позе, сколь угодно длительное и частое, без работы духа так и останется эзотерической тратой времени.

12 мая 2012 года, 14:24 | Текст: Кирилл Стасевич

Подготовлено по материалам Сиднейского университета.

Источник (1): science.compulenta.ru
xx Медитация помогает общаться с подсознанием
Июнь 13, 2012, 10:24:53 pm у psciences.helper
 Медитация в стиле дзен способствует восприятию мозгом большего количества информации об окружающем мире и переведу её в 'сознательное' состояние.
 Медитация помогает человеку считывать сигналы собственного подсознания: об этом в журнале Consciousness and Cognition сообщают исследователи из Неймегенского университета имени Радбуда (Нидерланды). Для эксперимента учёные пригласили людей, практикующих дзенскую медитацию, и поделили их на две группы: одних попросили помедитировать, других - просто посидеть и расслабиться. После этого добровольцы должны были пройти ассоциативный тест, который используют, чтобы оценить творческое мышление.


Если хотите узнать, что у вас в подсознании, используйте медитацию. (Фото Mike Watson.)

 В тесте нужно было найти слово, которое объединяло бы три других. Например, предлагались слова 'шахта', 'шейкер' и 'лизать' - наиболее близким ко всем трём оказывалось слово 'соль' (простой пример, учитывая, что одним из значений 'shaker' в английском является 'солонка'). По итогам теста оказалось, что те, кого просили погрузиться в медитацию, сумели выполнить больше таких заданий. Во втором эксперименте другим добровольцам задавали простой вопрос, который, однако, подразумевал множественный ответ. Например, на вопрос 'Каковы четыре времени года?' нужно перечислить все четыре. Однако в тесте надо было не отвечать на вопрос, а заметить мелькающее на экране монитора слово 'осень'. Слово мелькало слишком быстро, чтобы человек успевал его заметить, однако информация о нём всё равно попадала в мозг и укладывалась в подсознании.

 И вновь после медитации человек чаще замечал 'невидимый' ответ на экране. В серии из 20 вопросов после медитации слово замечали в среднем в 6,8 случая, а после простого отдыха - в 4,9 случая.

 По мнению исследователей, медитация каким-то образом увеличивает количество информации, поступающей в мозг, и улучшает её обмен внутри мозга.

 Стоит напомнить, что совсем недавно сообщалось о пользе медитации для психического здоровья, хотя тогда исследователи рассматривали иную её разновидность. Впрочем, в обоих случаях учёные затрудняются описать, какие психологические и нейрофизиологические механизмы задействованы, и пока лишь ограничиваются констатацией фактов.

 09 июня 2012 года, 15:57 | Текст: Кирилл Стасевич

Подготовлено по материалам Medical Xpress.

Источник(1): http://science.compulenta.ru/685859/
xx Парапсихология – трюк или реальность?
Июнь 13, 2012, 10:14:51 pm у psciences.helper
Фрагменты выступлений подготовил Александр ПЕРЕВОЗЧИКОВ
 Похоже, что и на этот вопрос, поставленный свыше 200 лет назад, скоро будет получен ответ. И хотя затянувшийся спор между представителями академического и – как бы это поточнее выразиться? – альтернативного подходов в науке еще продолжается, он начал приобретать конструктивный характер.

 В откровенном, остром подчас обсуждении парапсихологических (назовем и это тщательно избегаемое до недавнего времени слово, хотя его и поясняют статьи в 19-м томе БСЭ и «Философском словаре»!..) проблем участвовали физики, медики, философы, психологи. Среди них академик Б.В. Раушенбах, доктор физико-математических наук И.М. Коган, доктора философских наук Д.И. Дубровский и Л.И. Баженов.
Д.И. Дубровский: «Преодолеть спокойствие духа»

 Почему у нас мало работ, в которых рассматривались бы загадочные явления психики? На Западе накоплена гигантская литература по парапсихологии. Сотни монографий, тысячи статей, масса специальных изданий. Причем участвуют в них не только «чистые» парапсихологи, но и видные ученые, зарекомендовавшие себя в своей области знания. Чтобы на высоком профессиональном уровне изучать эти вопросы, нужно сделать обзор этой гигантской информации, критически ее систематизировать.

 Здесь важны два обстоятельства, которые актуализируют проблему самопознания и самосовершенствования личности. Во-первых, усиливается разрыв между степенью познания человеком самого себя и внешнего мира, что создает угрозу будущему состоянию общества; во-вторых, нельзя совершенствовать общество, не совершенствуя индивидов. Генеральный путь такого совершенствования проходит через самопознание, самовоспитание, саморегуляцию. И еще аспект обусловливает необходимость пристального внимания со стороны философов к уникальным возможностям человеческой психики. Философия призвана исследовать не только общее, массовое, ординарное, но и единичное, уникальное, экстраординарное. Она должна последовательно проводить принципы научного мировоззрения при изучении загадочных явлений человеческой психики. Такие явления встречаются повсеместно. Вот пример: взгляд человека несет большую эмоционально-информационную нагрузку, однако механизм, передачи информации остается неясным, неисследованным.

 Наука пока не может дать основательного объяснения некоторых феноменов человеческой психики, но из этого вовсе не следует, что данные феномены заведомо нереальны, что это – мистика или ловкие трюки. Поэтому неверно представлять дело таким образом, что критерии реальности должны всегда и во всем совпадать с критериями науки. Последовательное развитие подобной, точки зрения ведет к сциентизму догматизму.

 Каковы же основные методологические проблемы, связанные классификацией загадочных явлений психики? Увы, здесь пока преобладает физикалистский подход, сразу перекрывающий пути продуктивного изучения феноменов. Их рьяные отрицатели, строящие из себя первейших защитников науки, исходят чаще всего из чисто физических критериев существования, которые действительны лишь в области физики и совершенно не работают в области психики. Вот почему центральной является проблема выбора критерия существования. Признавая нечто существующим или несуществующим, мы (чаще всего неявно) используем некий набор критериев, от которых зависит принятие решений. Однако – вот парадокс! – специального их анализа не проводится.

 Что же представляют собой эти критерии? Чаще всего «окрошку» из философских принципов и положений здравого смысла, принципов физики и многого другого. Поскольку эти комплексы очень плохо упорядочены, а главное – открыты, неполны, их жесткое использование весьма проблематично.

 Такова, я думаю, одна из главных методологических проблем, возникающих в связи с исследованием загадочных явлений психики. Далее возникает вопрос: как соотносится наше знание и незнание в области изучения самих себя? Самые рьяные отрицатели, демонстрируя свою ограниченность, прокламируют полное знание того, чего они не знают. Если я задумываюсь не только над тем, что знаю, но и над тем, чего не знаю, передо мною открывается бездна неизведанного – я, так сказать, имею некое полное знание о своем незнании. Философская сторона этой проблемы интересна тем, что она раскрывает диалектику знания и незнания.

 Ныне мы находимся в двух ситуациях сразу. В проблемной ситуации «знания о незнании» и в допроблемной – «незнания о незнании». Последняя устанавливается, когда мы, скажем, смотрим в прошлое. Никто не знает о позитроне, но никто и не знает, что он ничего о нем не знает.

 Самое интересное – это переход от допроблемной ситуации – когда у меня нет никаких вопросов! – к проблемной. Когда я четко устанавливаю свое незнание... Когда у меня возникают вопросы. В этот миг я преодолеваю стадию спокойствия духа...

 Здесь и созревает допроблемная ситуация. Начинают говорить о каких-то феноменах, которые, плохо описываются и не признаются научным сообществом. Возникает некая тревожащая неопределенность... Вот пример. В конце прошлого века одному психиатру вдруг пришло в голову, что его пациенты-шизофреники почему-то рождаются в самое холодное время года. С декабря по март. Он сделал об этом сообщение. Ученые-коллеги его обозвали таким-сяким астрологом, мистиком, спиритуалистом... И он, как говорится, замолчал. Надолго. Потом ту же закономерность обнаружил другой психиатр. И тоже сделал сообщение. И снова ученое общество отвергло его, навесив привычные клейма. Потом на третьего, четвертого – тех, кто публично заявлял о своем открытии.

 Интерес к проблеме то вспыхивал, то угасал в течение полувека. Лет 15 назад были организованы по-настоящему системные исследования – в память ЭВМ ввели сведения, собранные о всех больных шизофренией за последнее столетие. Результаты: большинство родились в самое холодное время года. С декабря по март... Допроблемная ситуация, то бишь стадия неопределенности, переросла в ситуацию проблемную. И стало почвой для развития геомагнитобиологии – новой, очень важной отрасли знания.

 Многие философы высокомерно настроены по отношению к подобной эмпирике, для них она не стимул для размышлений, а нечто не достойное внимания, заведомо нефилософичное и т.д.

 Почему-то наши умы и, соответственно, наука так странно организованы, что, когда я, допустим, признаю, что телепатия или телекинез существуют, это вызывает у моих оппонентов бурную реакцию негодования... А когда я размышляю о других явлениях, еще более таинственных, чем парапсихологические, то это почему-то считается возможным и вполне приемлемым, для науки.

 Еще один пример из моей коллекции фактов: предсмертная ремиссия у больных шизофренией. Есть такая злокачественная форма шизофрении, когда у человека разрушаются клетки мозга. Процесс идет необратимо. Но за пять минут до смерти к больному возвращается сознание. Он узнает отца и мать, ориентируется во времени... и умирает.

 Это кажется фантастикой и уж никак, конечно, «не лезет» в парадигмальные рамки науки. И хотя таких фактов очень много, они обычно вытесняются научным сознанием. Они и есть, и как бы их нет. Разве подобная ситуация не представляет большой интерес, не требует специального научного анализа? Лишь при философском, методологическом осмыслении этих проблем возникает вывод, стимулирующий самосовершенствование: мы очень мало знаем о себе. В нас самих заключены такие феномены, о которых мы не только ничего не знаем, но даже не знаем, что мы их не знаем. Как это ни парадоксально звучит.

 Короче говоря, область парапсихологических экспериментов нельзя заведомо ограничивать. Они должны вестись систематически, на академическом уровне, если мы хотим быть на уровне мировой науки. Думаю, здесь есть много перспективных, стратегических научных направлений.

Критика парапсихологии, плюрализм мнений в науке – вещь нормальная. Амбициозность – этот продукт бюрократического государства – не дает развития цепной реакции альтернатив, непременному условию нормального духовного развития. Увы, у нас еще есть мэтры науки, амбиция которых подавляет истину.

 Скажем, в печати недавно появились резко критические, хулительные отзывы о телепатии. Здесь надо различать две вещи. Есть, конечно, немало шарлатанов, жульнической мошкары, которая вьется вокруг живого, интересного дела, затмевая его суть. Бороться с нею, разумеется, надо. Но когда всех, кто занимается феноменами человеческой психики, огульно начинают называть шарлатанами, это вызывает протест.
И.М. Коган: «Парапсихология касается каждого»

 Почему разговор о пограничных областях непознанного всегда скатывается на парапсихологию? Ведь паранормальные явления психики, на мой взгляд, не самое необычное, что встречается в природе. Не потому ли, что парапсихологические феномены чем-то необъяснимо близки лично каждому из нас?.. Скажем, события в Бермудском треугольнике, конечно же, интересны, но мало кто из нас там предполагает быть. А вот целительство или телепатия могут коснуться каждого.

 Сейчас, когда мы не в предвзятой, а, напротив, в очень спокойной обстановке можем обо всем этом толковать, видны и широта, и глубина тех проблем, которые мы относим к парапсихологии.

 Попробуем классифицировать наблюдаемые парапсихологические явления. Судя по их существенным признакам, можно выделить три уровня. Первый – это уровень реальных физических моделей. Полученные с их помощью прямые экспериментальные данные подтверждают правомочность тех явлений, которые еще 20 лет назад казались чуть ли не чудесами. Сюда относятся ясновидение, или близковидение, кожное зрение и тому подобные феномены. Путем прямых физических экспериментов удалось доказать, что ясновидение коррелирует, причем очень жестко, с интенсивностью изучения биологических объектов в инфракрасном диапазоне. Впрочем, я далек от мысли, что даже на этом – низшем – уровне парапсихологических феноменов все эффекты сводятся только к физическим явлениям.

 Второй уровень связан с созданием потенциальных физических, или математических моделей. Примером здесь служат телепатические явления. В моей книге «Теория биологической информации», изданной в 1981 году в Москве и только что вышедшей в США, мне удалось обосновать внутренне непротиворечивую физическую теорию. Соответствующие математические соотношения и количественные оценки, приведенные в ней, согласуются с наблюдаемыми явлениями телепатии. Однако на этом уровне ни реального физического эксперимента, ни реальной физической модели, которая соответствовала бы этому парапсихологическому феномену, пока создать не удалось. Одна из причин – нет соответствующих приборов.

 Я не философ, но тем не менее здесь, в окружении профессоров философии, я все-таки рискну предпринять выход на границу философии и физики. Чтобы поговорить о третьем уровне, который я называю психологическим. Свою позицию я обосновываю так: в наших взаимоотношениях с окружающей действительностью существует ряд взаимодействий, которые принципиально не сводятся к физическим. Здесь бессмысленно искать какие-либо физические аналогии и корреляции. Ведь речь идет об интуиции, образном восприятии и о том, что скорее всего относится к сфере искусства. К этой категории парапсихологических феноменов принадлежит, например, дальновидение.

 Если встать на такую точку зрения, то, во-первых, ряд явлений окружающего нас мира принципиально несводим к физическим. (Или: к материальным?..) Впрочем, это дело философов – заниматься конкретизацией и детализацией. Второй принципиальный момент связан с методологией изучения парапсихологии. Представителям естественных наук, как известно, присущи скепсис, изначальное сомнение. Поскольку в области парапсихологии естественников работало больше, чем гуманитариев, то первые, изучавшие проблемы парапсихологии, привнесли своих профессиональных навыков больше, чем вторые. Начиная с сомнений.

 Так вот, я убежден: при изучении парапсихологических феноменов надо исходить из иных принципов. Надо встать на позицию доверия, если не веры... Как это ни парадоксально звучит в научном кругу. Вот эти два момента:
1. Несводимость загадочных феноменов психики к физическим (а может быть, и к материальным) аспектам и 2. Презумпция доверия (и даже, я бы сказал, веры) – эти два момента достойны внимания философов, если они хотят включить в свою сферу исследований проблемы парапсихологии. Это поможет по-новому высветить ряд вопросов, существенных для гуманитарной сферы нашего существования, и даже отчасти компенсирует технократический перекос всей нашей жизни.

 Отмечу, что элементы парапсихологического плана незримо присутствуют и в коммуникационных отношениях людей. Возьмите, скажем, делового человека, который в конфликтной ситуации способен бесконфликтно уладить многие служебные проблемы. Я не говорю о феномене контакта талантливого музыканта и внимающей ему аудитории – вряд ли это взаимодействие можно исчерпывающе описать физическими и математическими формулами. Ведь не только длительность, частота, а также громкость звука определяют эмоциональный эффект воздействия исполнителя на слушателей. Осмысливая парапсихологические феномены, мы приходим к мысли, что существует проблема не «человек и космос», а «человек в космосе», то есть когда человек является элементом космоса.
Б.В. Раушенбах: «Чудеса надо изучать, а не опровергать с ходу!»

 Соотношение науки и чуда – вечная проблема. Свыше тысячи лет назад она была блестяще разрешена блаженным Августином. Я с ним полностью согласен. В его формулировке – что есть чудо и наука и как они друг с другом связаны? – утверждается: чудеса не противоречат законам природы. Они противоречат лишь нашим представлениям о законах природы. Точнее сказать невозможно. Если какое-то чудо и противоречит нашим представлениям о законах природы, то это еще не значит, что оно противоречит самим законам природы. Ведь мы очень ограниченно их знаем. К сожалению, метод отрицания с ходу, чрезвычайно опасный для настоящей науки, весьма распространен. В печати даже появлялись статьи о том, как, по каким признакам можно отличить заведомо антинаучные теории, взгляды от научных. Подобная «предусмотрительность» наносит вред науке.

 Я знаю академиков, которые говорят: «Телекинез я и смотреть не буду, этого не может быть», а потом обвиняют Кулагину, что она веревочки и ниточки какие-то подвязывает к передвигаемым предметам. Это совершенно ненаучный, с моей точки зрения, подход. Если чудо зафиксировано, значит, надо его изучать, а не говорить «этого не может быть». Я не беру, разумеется, случай жульничества.

 Мне кажется, что отрицание чудес с ходу – есть теоретическая трусость и больше ничего. Теоретический трус, боящийся что-то нарушить в привитых ему с университета представлениях, никогда еще ничего серьезного в науке не сделал.

 Возьмем феномен «летающих тарелок». (Я не рассматриваю те случаи, когда доказывается, что это – оптические явления в атмосфере.) Их можно изучать по-разному: с точки зрения физики, с точки зрения мистики. Приведу разговор с одним моим покойным другом, прекрасным специалистом, вместе со мной работавшим у Королева. «А знаете, – однажды говорит мне он, – я уже несколько раз видел летающие тарелки». И рассказал, как они устроены, где садились и прочее. И был у него даже момент, когда оказалось возможным поставить чистый эксперимент.

 Он шел к гаражу через лужок. Вдруг видит – садится тарелка. Причем так, что одно дерево ее закрывает, а она сама закрывает другое. То есть можно составить словесный портрет места посадки. Рядом с ним шел взрослый сын, студент.

 «Между двумя березами – ты видишь тарелку?» – спрашивает он сына. «Ничего не вижу!» – отвечает тот. «А я вижу!» Стояли и спорили. Потом стали подходить к «тарелке», а она поднялась и улетела. Сын так и не видел ничего. Отец видел все. Спрашивается: нужно изучать подобное или не нужно? Нельзя просто говорить: «летающих тарелок» нет! Нельзя и отрицать с ходу. Правда, когда я спросил: «Вы посмотрели, там трава хотя бы была примята?», он хлопнул себя по лбу: «Ой, Господи, я и не догадался!»

 Можно сказать и так: видят достойные. А недостойные не видят.

 То же касается и проблем с биополем. «Биополя нет!» – говорят академики. Но это же вопрос терминологический. В смысле: нового физического поля нет, или пока нет. Но существует некая совокупность физических полей, создаваемая биологическим объектом, что и можно назвать биополем. Отрицать его – все равно, что отрицать существование бронзы, ведь элемента с таким названием нет в таблице Менделеева! Бронзы действительно нет, но есть медь, олово, свинец...

 Совокупность физических полей, окружающих живой объект, может обладать новыми, по сравнению с каждым полем в отдельности, свойствами. Эти поля могут быть промодулированы жизнедеятельностью организма. Считаю, что термином «биополе» нужно пользоваться – это разумный, удачный термин.

 Доктор физико-математических наук Э.Э. Годик и академик Ю.В. Гуляев ведут очень интересные работы, связанные с излучением живых организмов в ИК-диапазоне. Увы, они не занимаются темой, которая может оказаться самой важной: это взаимодействие полей биологических объектов. Измерив поле одного человека, можно объяснить феномен кожного зрения, но куда более сложную проблему представляет объяснение взаимодействия полей двух людей...

 Теперь о совершенно невероятном феномене, который я не знаю, как классифицировать: знаменитая Ванга из Болгарии. Опять, правда, находятся люди, которые считают, что она имеет разветвленную по миру сеть осведомителей. Сам я с Вангой не встречался, но с людьми, которые у нее были, разговаривал. Они отмечают два ее необыкновенных свойства. Первое, когда вы к ней приходите, то оказывается, что она очень многое знает о вашей семье. Расскажет, что вы недавно например, убрали с подоконника комнатные растения. Это может произойти в том случае, если она имеет контакт с вашим мозгом. Через какие-то излучения... Но есть вещи странные. Она сообщает сведения о мертвых. Об этом пришедший ничего не знает, этого у него нет и в подсознании. Значит, к этому нужно подойти с исследовательских позиций, а не с точки зрения пресловутой «презумпции виновности».

 Теоретические трусы – они во всем продолжают искать жульничество. Исторически сложилось так, что их уверенность в правоте подкрепляется рядом положений типа: «вечный двигатель невозможен». Специалисты такой проект кладут под сукно, даже и не рассматривая. Но то, что невозможен вечный двигатель, делает людей убежденными, что и другие необыкновенные вещи также невозможны! Да, невозможность «перпетуум мобиле» в какой-то степени доказана: это нарушение основных законов природы. Однако зная, что есть невозможные вещи, так сказать, в принципе, люди по инерции невольно переносят это утверждение и на другие области, не имея на то оснований. «Э, теперь надо забираться туда с головой – смотреть, думать и опровергать, – уныло подумает энтузиаст, – а стоит ли тратить на это жизнь?..» И это самое страшное в науке, что может быть. Нам надо бы ввести такую установку: чудеса надо изучать, а не опровергать с ходу!.. Ничего нового я вам не сообщил, просто хотел отвести душу.
Л.И. Баженов: «Научное направление должно себя обосновать»

 Я начал отстаивать доктрину редукционизма* в середине 60-х годов. Тогда она считалась антинаучной и, безусловно, противоречащей диалектико-материалистическому мировоззрению. Теперь, на склоне лет, менять установку сложно, да, кстати, я и не получил пока достаточных для себя аргументов.

* Упрощение, сведение сложного к простому, понимаемому, более доступному для анализа и решения

 Еще одно общее замечание. Сейчас мы встречаемся с явным оживлением таких установок, которые еще совсем недавно были невозможны. Они просто подавлялись авторитарно-репрессивным режимом. Теперь же очень часто складывается такая ситуация, когда все, что не подавлялось, в новых, либеральных условиях подлежит осуждению. «Но раз не подавлялось тогда, значит, что-то плохое есть». А все иное – и опять-таки без всякого разбора его сути, автоматически, так сказать, заслуживает всяческого поощрения.

 Теперь о якобы уже доказанной научности парапсихологических феноменов. В научное мировоззрение они, конечно, не вписываются. Это не означает, что надо «держать и не пущать». Что надо попытаться подключить философию к запрещению или, напротив, к пропаганде этих феноменов... Философы уже запрещали генетику или кибернетику... этого, право, делать не стоит! Также от лица философии не стоит выносить вердикт в пользу той или иной доктрины. Научное направление должно само себя обосновать! Конечно, в процессе обоснования наверняка будет использовано и философское учение.

 Хочу вернуться к блаженному Августину; чудо – это то, что не противоречит законам природы. Но ведь каковы эти законы природы, человечество никогда не узнает! Поэтому ни один закон, даже закон сохранения энергии, не может провозглашаться абсолютом. С другой стороны – признание парапсихологических феноменов как явления доказанного требует пересмотра всех устоявшихся точек зрения! Разумеется, с запретом на исследования парапсихологических явлений нужно покончить. Лично я по отношению к феноменам настроен скептически, однако считаю, что запреты нужно исключить.

 В заключение о трех уровнях И.М. Когана. О двух первых уровнях у меня нет вопросов, там процессы не протекают вопреки законам физики. Что касается третьего – тут я, что называется, не «созрел». Третья позиция – дуалистическая. Не исключено однако, что подобная точка зрения продуктивнее материализма. Но факты, которыми я располагаю, свидетельствуют против.

Ранее опубликовано:
Техника – молодёжи. 1989. №5.

Дата публикации:
22 сентября 2004 года

Источник (1): http://parapsych.tk/
xx Исследование материальности мысли в Принстонском университете
Июнь 13, 2012, 10:03:03 pm у arayenx
 Пресс-релиз Общества научного исследования (США). Перевод Вячеслава Лопатина
 15 декабря 1992 г. в Journal of Scientific Exploration (Vol. 6, № 4), издаваемом Обществом научного исследования при Стэнфордском университете, опубликована статья, которая сообщает об экспериментах, выполненных в университете Принстона. В них исследовалась возможность человека мысленно влиять на электронные процессы специального лабораторного оборудования. Профессор Роберт Жан (Jahn), декан Принстонской школы прикладных исследований, и Бренда Дюнн (Dunne), тоже из Принстона, детально описали исследование, основанное почти на пятистах тысячах экспериментальных испытаний, выполненных Жаном, Дюнн и их помощниками в лаборатории аномальных исследований в Принстоне (PEAR). В испытаниях статистически измерялась способность человека мысленно-волевым усилием воздействовать на работу генератора случайных чисел и других электронных устройств.

 По словам Бренды Дюнн, на протяжении всей истории игр находились люди, которые могли оказывать мысленное воздействие на игральные кости или карты. "Явление, которое мы исследуем, намного более тонкое, но по сути это тоже самое, и мы в лаборатории мы его установили, измерили". "

Добровольцы-испытуемые, принявшие участие в экспериментах PEAR, сидели в расслабленном состоянии и концентрировали свое внимание на электронном устройстве, которое производило случайные последовательности чисел аналогично тем, что выпадают при игре в кости. Задача испытуемых состояла в том, чтобы "уговорить" машину выдавать числа больше или меньше среднего значения. Испытуемые сначала объявляли свое намерение, то есть сообщали в какую сторону они хотят изменить результат действия машины, а затем начинался эксперимент.

 Ключ к успеху принстонской группы находится в компьютеризации эксперимента. Используя быстродействующее электронное оборудование, автоматически заносящее результаты непосредственно в компьютер, тысячи "бросаний" костей осуществлялись за один-два часа. В качестве обратной связи на экране монитора в ходе эксперимента показывались текущие тенденции в сторону уменьшения или увеличения результата. Это давало испытуемым возможность лучше концентрироваться в нужном направлении.

 Отклонения, достигнутые в любом отдельном испытании, фактически не были видны, но аномальные результаты полмиллиона испытаний, можно приписать только влиянию человеческого сознания. Детальный математический анализ показывает, что мысль как будто слегка подталкивала электронные кости в желательном направлении.

 Более озадачивающий результат экспериментов - это то, что воздействие может быть произведено, даже если испытуемый находится за несколько тысяч миль от машины, и, даже если существует отсрочка во времени. В самом крайнем таком варианте испытуемый, находящийся в Европе, мог в понедельник концентрироваться на создании определенного результата, который, в соответствии с предшествующим соглашением, будет измерен в пятницу в Принстоне.

Размышляя о данном явлении, Жан говорит, что все силы, известные физике, подобны, например, гравитации, которая уменьшается с расстоянием. И никакие силы в физике не свободны от влияния времени. "То, что сознание так или иначе способно осуществлять свое влияние наперекор пространству и времени, бросает вызов науке". И Дюнн добавляет: "Это подобно тому, как мистики могли предвидеть, что будет через года, и теперь у нас есть похожее научное свидетельство".

 Имеются ли какие-либо практические следствия таких мысленных воздействий?.. Возможно. Компьютеры управляют сейчас всевозможной техникой от автомобилей до пассажирских самолетов, и преднамеренные или неумышленные вторжения сознания в их работу могут иметь вполне реальные последствия.

 "Это что-то такое, что наука не может позволять себе просто игнорировать дольше. И, кроме того, это - захватывающий вызов нашим представлениям о физическом мире", - заканчивает Жан.

Источники:
1. princeton.edu/~pear
2. scaliger.ru
3. parapsych.tk
xx Способность видеть ауру обусловлена синестезией
Июнь 01, 2012, 01:19:13 pm у psciences.helper
 Предложено нейрофизиологическое объяснение феномена энергетической ауры, которую видят те, кто практикует нетрадиционную медицину.
 Некоторые люди утверждают, что могут видеть ауру человека — разноцветный силуэт, окружающий тело, неподвластный «обычному глазу». Одни из самых распространённых «ауровидцев» — целители и знахари, воздействующие на биополе и энергетический фон. К их целительским способностям можно относиться по-разному, но, как утверждают психологи из Университета Гранады (Испания), они действительно видят ауру, и эта аура имеет вполне научное нейропсихологическое объяснение.


Манипуляции с аурой на сеансе нетрадиционной медицины (фото Henny Allis).

 Как пишут исследователи в журнале Consciousness and Cognition, невидимая обычным людям энергетическая раскраска может проявляться благодаря синестезии. Этот нейрофизиологический феномен характеризуется избыточным образованием межнейронных соединений. При этом сигналами начинают обмениваться такие зоны мозга, которые обычно этого не делают. Так и получается, что человек начинает видеть, например, звук в цвете. Синестезия часто бывает у людей, занимающихся искусством и, по-видимому, у тех, кто практикует нетрадиционную медицину.

 Авторы проанализировали «ауровидческие» способности нескольких адептов нетрадиционной медицины и пришли к выводу, что у большинства из них есть по крайней мере один из видов синестезии, когда область мозга, отвечающая за распознавание внешности, получает соединение с зоной, различающей цвета. Кроме этого, у человека может быть зеркальная синестезия, когда в ответ на прикосновение или боль, ощущаемые другим, чувствуешь то же самое у себя. Хорошо помогает видеть ауру и способность к эмпатии, а также шизотипические акценты в психике, когда человек не является больным, но может изредка погаллюцинировать и предрасположен к лёгкой паранойе.

 Словом, энергетические знахари нисколько не врут, когда говорят, что видят вашу ауру и чувствуют вашу боль. Другое дело, насколько то, что они видят, имеет отношение к объективной реальности. Стоит отметить, что авторы статьи, как настоящие учёные, разделили разные представления об ауре: по их словам, они вовсе не касались феномена ауры, о котором говорят священные и эзотерические тексты, описывающие устройство божественных сфер. Такая аура отличается от той, что видят знахари, и объяснить её синестезией вряд ли возможно.

05 мая 2012 года, 12:45 | Текст: Кирилл Стасевич |

Подготовлено по материалам Medical Xpress.

Источники:
1. science.compulenta.ru
2. anomalia.kulichki.ru
3. parapsych.ru
4. paranormal-news.ru
xx Фантомы людей периодически наблюдают многочисленные свидетели
Май 31, 2012, 05:08:50 pm у psciences.helper
 Фантомы людей, которые в каком-то определенном месте и зачастую при стечении определенных обстоятельств периодически наблюдают многочисленные свидетели, безусловно, представляют собой почти идеальный объект для исследования. Поэтому имеются все основания полагать, что наконец-то это явление будет всесторонне изучено.

 Типичный 'регистрируемый' фантом, по-видимому, никак не связан с окружающими его предметами (проходит сквозь твердые объекты, принимает сидячее положение при отсутствии стула или кресла и т. д.). Поведение его обычно предсказуемо и особой изощренностью не отличается; кроме того, он, как правило, не обращает внимания на очевидцев, Такого рода фантомы обычно появляются в одних и тех же местах, к этой категории относятся т. н. 'исторические призраки'. Так, в частности, весьма уравновешенные и не склонные к фантазиям люди, например, Уинстон Черчилль и Джон Ф. Кеннеди, неоднократно наблюдали появление в Белом доме 'духа' президента Линкольна.

 Степень восприятия 'реальности' таких призраков в значительной мере зависит от обстоятельств и ситуации. Некоторые очевидцы рассказывают о почти прозрачных и бестелесных 'духах', тогда как на других фантомы производят впечатление живых людей, хотя и тогда свидетели почему-то безошибочно распознавали в них именно призраки. Один свидетель так рассказывал Джону Спенсеру: 'У меня сложилось впечатление, что призрак был не более реальным, чем люди на телеэкране. Он, конечно, был реальным, однако до определенной степени'. С другой стороны, известны случаи, когда очевидцы сталкивались с фантомами, которые, на первый взгляд, выглядели обычными смертными. С призраком такого рода столкнулся бывший лидер либеральной партии Джереми Торп, отдыхавший в Третеви (Корнуэлл). Возвращаясь к столу после небольшой отлучки, Торп мимоходом оглянулся и вдруг заметил в коридоре монаха в коричневой рясе, тот направлялся в сторону ванной комнаты, где только что побывал сам Торп. Монах проигнорировал вежливое приветствие политика, однако у Торпа сложилось впечатление, что это реальный человек, даже несмотря на то, что хозяева позже объяснили ему природу странного видения. Этот незнакомец, оказывается, давным-давно известен в замке под именем Настоятеля и посещает здешние места уже несколько столетий.

 Иногда сверхъестественная природа подобной 'реальной' личности может проявляться весьма неожиданным образом. Джон Спенсер, английский эксперт по аномальным явлениям, вспоминает случай, произошедший летом 1955 г. во время обследования 'дома с привидениями': происшествие было связано с новым, весьма скептически настроенным членом рабочей группы. 'Он неожиданно увидел перед собой девушку и решил, что она тоже из их команды, просто его еще с ней не познакомили. Едва он открыл рот, чтобы поздороваться, как девушка исчезла: Бедняга был потрясен до глубины души'.

 Спенсер также припоминает случай с группой свидетелей, которые наблюдали призрак леди Джейн Грей: 'Она танцевала в коридоре и выглядела веселым, счастливым ребенком. Все решили, что это и в самом деле обычная маленькая девочка, и оставались при своем мнении до тех пор, пока та не прошла сквозь кованую чугунную дверь'.

 Как и многие исследователи аномальных явлений, Спенсер склонен считать 'регистрируемые' фантомы чем-то вроде естественных голограмм, 'записываемых и воспроизводимых' механизмами, суть которых мы не понимаем. 'Я не думаю, - говорит он, - что если кто-то видит дух сэра Уолтера Рэйли, это подтверждает существование загробной жизни: Я также не думаю, что это имеет какое-то отношение к душе, скорее возникает просто необычное изображение, нечто вроде видео'.

 Ключ к пониманию 'записывающего механизма', если таковой, конечно же, существует, необходимо искать там, где этот механизм включается. По словам Спенсера, 'логично предположить, что существует некая комбинация явлений, при этом часть из них действует повсеместно, а часть - лишь иногда и при определенных условиях. Например, если бы все сводилось к конкретным сочетаниям географических и геометрических понятий - скажем, нужна комната определенной формы, - тогда любой, кто войдет туда, сразу автоматически 'записывался' бы. А это означало бы, что вы не смогли бы в такой комнате пробиться сквозь толпу призраков. Получается, что появлению бесплотных видений способствует конкретная комбинация всевозможных факторов, в том числе атмосферных, и здесь важен тип местности, а также влажность и температура - все это и определит, способно ли произойти 'включение' или воспроизведение механизма'.

Но и в этом случае можно предположить, что появление призраков должно, по идее, происходить значительно чаще, чем мы это наблюдаем. Таким образом, получается так, что должен действовать еще один фактор - 'фактор уникальности', имеющий непосредственно отношение к человеческому сознанию. Не исключено, что для выполнения такой функции, как запись, необходим еще и определенный тип сознания, ведь именно с его помощью включается кнопка воспроизведения. В этом, я полагаю, есть определенная логика, поскольку так можно объяснить, почему записывается далеко не все и далеко не все воспроизводится'.

 Спенсер отмечает, что, вполне возможно, 'запись' включает вовсе не тот человек, чей образ регистрируется, а кто-то другой, кто видит этого человека. При этом он ссылается на недавний случай со свидетелем: тот, выглянув в окно, выходящее на пруд, увидел распростертую на воде фигуру человека. 'Он бросился вниз, чтобы помочь утопающему, но, подбежав к пруду, увидел, что там никого нет. Вернувшись в дом и снова глянув в окно, он увидел ту же картину: кто-то лежал ничком на поверхности воды. Это явное свидетельство того, что изображение записал кто-то, кто видел реального человека в воде; а для того, чтобы разглядеть повторно то же самое изображение (воспроизведение), свидетель должен был находиться как раз в том месте, где раньше находился неизвестный наблюдатель-регистратор'.

15 Май 2012

Источники:
1. anubis.sokrytoe.com
2. anomalia.kulichki.ru
2. parapsych.tk
xx Парапсихология в СССР: Нина Кулагина
Май 30, 2012, 07:12:45 pm у psciences.helper
 С 1960 по 1990 год изучалась российская обладательница парапсихологической силы Нина Кулагина, которая обладала даром психокинеза (возможность перемещать объекты с помощью мысленных усилий без чьей-либо помощи). Этот феномен изучался многими известными учёными и её способности были сняты на видеоплёнку. Но несмотря на это она остаётся загадочным феноменом. Некоторые скептики считают что фильмы и эксперименты, где Нина Кулагина демонстрирует свои способности, высококвалифицированный обман, а не паранормальные способности. В настоящее время, особенно после фокусов Дэвида Коперфильда, это объяснение кажется самым приемлемым, но:

 Кулагиной исполнилось всего 14 лет, когда нацисты начали блокаду Ленинграда. Как и многим подросткам в блокадном Ленинграде ей пришлось стать солдатом, в апреле 1942 года она добровольцем вступает в ряды Красной Армии и направляется в самый ад военных событий. Условия во время 900 дней блокады были ужасны. Зимняя температура иногда достигала сорока градусов ниже нуля, хлеба едва хватало для поддержания жизни, вода и электричество были отключены. Город постоянно подвергался бомбёжкам и артиллерийскому огню. Нина попадает в команду экипажа танка Т-34 в качестве радиста и за проявленную в бою отвагу ей присваивается звание старшего сержанта. Во время из одного наступления она получает серьёзное ранение в живот, после чего попадает в госпиталь и переносит пять сложнейших операций. Ко всеобщему счастью, операции прошли успешно и она выздоравливает. Позже она вышла замуж и родила сына.


 
 Нина говорила что всегда знала о своих способностях. Она могла видеть вещи находящиеся в карманах людей, а также определяла болезнь людей, которых встречала. Когда спрашивали как она определяет болезнь, она отвечала, что образ самой болезни появляется у неё в голове и в этот момент она начинает испытывать те же самые недомогания и боли. Однажды, когда Нина Кулагина была в дурном расположении духа, проходила мимо шкафа на котором стоял кувшин, в какой-то момент кувшин покачнулся и упал сверху разбившись вдребезги. После этого случая странные случаи начали происходить в её квартире. Без видимых причин включался и выключался свет. Объекты вдруг 'оживали' и тянулись к ней. Если бы она не знала, что психическая сила шла от неё, она бы подумала грешным делом на проделки полтергейста. Позже она научилась контролировать свою силу.

 В 1964 году, она попадает в больницу после нервного истощения. Во промежутках между восстановительной терапии, Нина занималась шитьём. Врачи были поражены, когда увидели что она выбирает из своей швейной корзины любой нужный ей цвет ниток или ткани не глядя на неё. Местные парапсихологи предложили ей принять участие в различных экспериментах. Когда же Кулагину проверили, то оказалось, что она может различать и 'видеть' цвета кончиками пальцев.

 Существовали случаи, когда Кулагина умела исцелять различные ушибы, порезы, раны и ссадины простым наложением рук. Ей достаточно было подержать свою руку над раной, как она начинала сразу заживать. Этот феномен сразу же попал в поле зрение русских учёных по психокинезу и был изучен. Похоже, что результаты исследования были настолько впечатлительны, что для сохранения этой тайны Нине Кулагиной предложили взять псевдоним Неля Михайлова. В течении многих лет она его использовала. Но вот результаты этих исследований так никогда обнародованы не были:

 Одной из способностей Кулагиной является телекинез. Она сидит за столом и внимательно смотрит на небольшой предмет, например, спичечный коробок или рюмку и заставляет его двигаться не прикасаясь к предметам. Поскольку она не может заставить двигаться предметы моментально, а лишь сосредотачиваясь, то многие скептики выразили сомнение её способностям. Но Нина говорила, чтобы заставить двигаться предметы усилием воли, ей приходится вытеснять из головы все лишние мысли, сосредотачиваясь лишь на передвигаемом объекте. Уделяя время для практики своей силы, она вскоре может двигать спички, авторучки и стрелки компаса. Из этого нет ничего сверхобычного, чего опытный фокусник не смог бы повторить, но в то время в России об этом никто не задумывался и не пытался сделать подобное.

 Одним из первых учёных, который начал проявлять интерес к феномену Кулагиной был биолог Эдуард Наумов. В ранних своих экспериментах, сведения о которых, как обычно отрывочны и скупы, он рассыпал спички на скамейке, а Нина держала руки над ним, дрожа от напряжения. Вдруг, все спички переместились к краю скамьи и упали на пол одна за одной.

 Весной 1968 года, удивительные истории о Нине Кулагиной распространяются на Запад. В том же году, появляются фильмы с участием Кулагиной, где она передвигает предметы силой мысли. Эти фильмы были показаны на Первой Московской международной конференции по парапсихологии. Западные учёные проявили интерес к Нине и попросили разрешения произвести наблюдения. После получения разрешения, Нина Кулагина согласилась на проведение исследований, к которых и сама приняла участие. В 1970 году Уильям А. МакГэри, участники одной из групп Соединенных Штат по исследованию психических явлений в России, описал свои наблюдения, где Кулагина произвела перемещения над небольшими объектами: обручального кольца и пробки от бутылки, заставив их перемещаться по столу в комнате.

 Ещё один американский исследователь, Гэйтэр Пратт из Университета Вирджинии, заявил, что объекты, которые Кулагина заставляла двигаться были из различного материала, формы и веса. Лишь редкие предметы не были полностью подвластны мысленной силе Кулагиной и их движение было рывками. Также учёный сообщил, что им были предприняты все меры чтобы убедиться что Кулагина не использует какой-нибудь скрытый магнит.

 Доктор Зденек Рейдак, известный чешский учёный из Чехословакии, проверял лично Кулагину и сообщили о результатах:

 Я посетил семью Кулагиных вечером 26 февраля 1968 года. Со мной был господин Блажек редактор, также присутствовали доктор С. Зверев, и физиолог Геннадий Сергеев, изучавший феномен Кулагиной. Также на опытах присутствовал муж Кулагиной, морской инженер. Доктор Зверев произвёл у госпожи Кулагиной достаточно тщательный медицинский осмотр. Проверка с помощью специальных инструментов показали что никаких скрытых нитей, магнитов или других скрытых объектов обнаружено не было. Её также подвергли рентгеновскому исследованию, чтобы выявить оставшиеся от военных ранений осколки, которые, теоретически, могли действовать как магниты. Также мы обошли Кулагину вокруг держа в руке компас, но ни стул, ни стол, ни она не отклонила компасную стрелку. Я попросил её вымыть руки и начать сеанс, после того как она сконцентрировалась стрелка компаса повернулась больше десяти раз, после чего и сам компас передвинулся. Также был передвинут спичечный коробок и около двадцати спичек за один раз. Я положил сигарету перед ней и она передвинулась также. Взяв её снова в руки, я измельчил её, но кроме табака в ней ничего не было. В промежутках между показательными тестами, она также обследовалась врачом. Обычно Кулагина перемещала предметы из немагнитных материалов, находящиеся в закрытых коробах, чтобы снять с себя подозрения в использовании магнитов или скрытых нитей.

22.05.2012

Источники:
1. ei.com.ua
2. anomalia.kulichki.ru
3. parapsych.ru
xx Парапсихология - метод работы разведструктур?
Май 30, 2012, 04:17:47 pm у N-Watcher
 При приеме на работу в ряд организаций США психологическое тестирование является обязательным. Человек, независимо от своего желания, вынужден отвечать на ряд вопросов и проходить т.н. проекционные тесты. Эти методы достаточно полно описаны во всех учебниках по психологии. Каким образом производится интерпретация результатов, Вам объяснит любой студент соответствующего факультета. Подобное тестирование является также обязательным, к примеру, при приеме на работу в ЦРУ или ряд аналогичных силовых структур. Вот только интерпретация здесь происходит несколько по иным критериям. Все полученные в результате тестирования ответы анализируются и сопоставляются с другим материалом, полученным совершенно иным путем. Можно сказать, что полученный в результате тестирования материал анализируется в рамках общей психологической структуры личности, т.е. присутствует система двойных критериев и оценок. Во всем мире достаточно хорошо разработана процедура практически мгновенной психологической оценки личности интересующего Вас человека. Процесс такого мгновенного “схватывания” информации нельзя отнести к стандартным методам работы психологов. Это больше относится к методологии парапсихологии. Их-то, эти методы, не слишком афишируют и описывают в учебниках.

История вопроса

 Итак, начнем с самого понятия “парапсихология”. Негативное отношение к этому слову вынесено нами со времен экстрасенсорного бума последних лет существования “покойного” СССРа. Само слово стойко ассоциируется с деятельностью народных целителей, “черными мессами” сатанистов, телепатией, телекинезом и т.п.. Соответственно, воспринимается большинством из нас в качестве частного случая вяло текущей шизофрении или надувательством чистой воды. Что далеко не всегда соответствует действительности. Хотя само слово в буквальном переводе означает нечто вроде около психологических методов работы. Учитывая тот факт, что слово “психология” в буквальном переводе означает “науку про душу”, приходим к однозначному выводу, что спорить, собственно говоря, не о чем. Поскольку нет единого мнения, что представляет собой сам предмет спора. Едва ли кто-либо даст исчерпывающий и удовлетворяющий всех ответ о природе таинственной человеческой души. Отрицать парапсихологию нет никаких оснований, - мы просто не знаем четкого значения этого термина. И, как принято, то, о чем знаем недостаточно, вновь и вновь пытаемся объяснить в категориях еще более туманных, непонятных и нуждающихся в объяснениях, чем первоначальный термин. А причина закрепленного в обществе негативного отношения к парапсихологии, стара как мир, - подобные направления никогда не были открытыми при любом социальном строе, и являлись достоянием ограниченной кастовой группы. Академическая психология дает нам описание окружающей действительности в категориях до боли нам знакомого мира, по отношению к которому у каждого взрослого человека есть более или менее устоявшееся мнение. Выход за эти стандартные рамки общечеловеческого восприятия и представлений и есть методы работы парапсихологии. А теперь давайте подойдем к этому вопросу с совершенно иной точки зрения,– кому и зачем все эти около мистические подходы могут быть необходимы? Всякому и каждому представителю Homo sapiens? Помилуйте, зачем? Человек к определенному возрасту представляет собой продукт адаптации к социальному окружению и все наши многочисленные стандарты восприятия и мышления прочно “въелись” в собственную психологическую структуру, и воспринимаются как ее неотъемлемая часть. Если человек дожил до определенного возраста, следовательно, все эти стратегии были для него в конечном результате успешными. Даже если он лицо типа БОМЖ, - он реализует бессознательные стратегии собственной личности, пытаясь с переменным успехом соотнести свои желания с социальными возможностями в рамках данного общества. Если мы живы на сегодняшний момент, следовательно, наши внутренние стратегии работали более или менее успешно и никакой серьезной необходимости их менять нет надобности. Да и незачем, если нечто подобное вообще возможно… Необходимо ли массовое шествие парапсихологии руководству любой страны – будь это США или Мумбо- юмбо в Африке? Учитывая тот факт, что подобный подход всегда предусматривает выход за стандартные рамки общепринятого восприятия, руководство любой страны, включая нашу, будет от подобной затеи не в восторге. Это понятно - обществу нужна стабильность и предсказуемость рядовых сограждан. Поэтому все подобные методы практиковались в ситуации, когда обычными способами достичь необходимого результата было практически невозможно, и являлись привилегией отдельных кастовых групп и закрытых эзотерических культов. Или методами работы силовых структур, которые приравниваются к первой категории особей.

Еще немного истории

 Парапсихология стойко ассоциируется с мистериями египетских жрецов, шаманскими практиками майа или традициями зомбификации колоритного культа Вуду на Гаити.

 Впрочем, обратимся к примерам, которые нам несколько ближе и понятнее. Существуют факты, недостаточно известные нашим согражданам. Опыты с гипнозом Владимира Бехтерева в конце 19 - начале 20 веков достаточно известны. Менее известен тот факт, что он сотрудничал с “органами” уже при советской власти, давая заключение о вменяемости и складе характера преступников. Одним из самых талантливых его учеников и по совместительству сотрудником Спецотдела при ОГПУ был Александр Барченко. Александр Васильевич занимался некоторыми закрытыми разработками и в 20гг. совершил несколько поездок в Сибирь и Алтай с целью изучения культа шаманизма и экстрасенсорных способностей тибетских монахов. Параллельно Барченко изучал ряд сектантских культов и занимался разработками методов воздействия на психику людей для ОГПУ, которые впоследствии были применены при подготовке процессов над “врагами народа”. Публичное покаяние ни в чем неповинных людей до сих пор вызывает у многих крайнее недоумение. Заметьте, это были люди, имеющие опыт революционной борьбы, тюремных заключений и общения с царской охранкой. Каким же образом удалось их сломать столь эффективно и быстро? В 1937 году Александр Барченко был арестован и расстрелян вместе с руководителем Спецотдела Глебом Бокием. А архив конфискован спецслужбами.

 Похоже, небезосновательно поговаривают о связи четы Рерихов с деятельностью НКВД. Тот факт, что В.И. Ленина вышеупомянутая чета объявила Махатмой, говорит о многом. А сама идея культа Белого братства именно из учения Рерихов была позаимствована и благополучно реализована на практике уже другой четой Кривоноговых. Совершенно очевидно, что подобное распространение культа было бы невозможно без вложения серьезных денежных средств. Следовательно, кому-то и зачем-то это было надо. В связи с этим еще один любопытный факт. В 1953 году ЦРУ и Пентагоном был совместно разработан проект контроля за сознанием, который вошел в историю под названием “МК-ультра”. Вы спросите, какое имеют отношение культы к разведструктурам и методам парапсихологии? Да самое прямое, поскольку как раз культы и являются вероятным полигоном для прокатки всех многочисленных психотехнологий по “промыванию мозгов” и методов воздействий на психику. И все эти техники впоследствии можно с успехом использовать в любом другом направлении в зависимости от нужд и потребностей заказчика. Кстати, а где находится заказчик, точнее, руководящие центры многочисленных т.н. деструктивных религиозных групп? Не буду даже отвечать на сей риторический вопрос – он всем давным-давно известен. Учитывая многочисленность этих псевдорелигиозных направлений и количество вовлеченных туда людей, как минимум, создаются идеальные условия жесткого контроля своей паствы на территории другого государства. А как максимум?

Фокусы мы видели, а где же их разоблачение”/из “Мастера и Маргариты”/

 Автор прекрасно понимает, что теоретические аспекты и история проблемы чрезвычайно интересны, но каким образом подобные подходы внедрить в практику подготовки кадров для силовых структур, остается неясным. К тому же я заранее предвижу возражение, что далеко не каждый сможет овладеть чем - то подобным и реально использовать на практике. Да, это правда, далеко не каждый сможет овладеть подобными методами. Как не каждый врач сможет работать оперирующим хирургов и далеко не каждый психолог в состоянии овладеть простейшими навыками гипноза или техниками НЛП. Хотя литература на подобную тему общедоступна. Так что начинать, видимо, необходимо, с вопроса о профессиональной пригодности в каждом конкретном случае, независимо от того, какую профессиональную группу мы рассматриваем. Во всех многочисленных эзотерических мистических культах под покрывалом таинственности скрывается ряд, назовем их условно, психотехнологических приемов, которые можно выделить в качестве их “рабочей” части. Не столь важны составные части самого магического ритуала, будь то свечи из человеческого жира, лапки летучих мышей или контакт с определенными божествами, в зависимости от целей магических действий. Важным является то состояние, в которое Вы погружаетесь в результате подобных ритуальных действий. Данное состояние является базовым и основополагающим. Именно подобные базовые состояния и используются по конкретному назначению. К примеру, с целью психопрограммирования на определенный практический результат, или с целью изменения собственной психической природы. Для обычного человека в этом просто нет особой нужды. Чего никак нельзя сказать о представителях разведструктур. Тут необходимость корректировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки налицо и является одним из критериев профпригодности. Как и умение действовать нестандартно, мгновенно оценивать ситуацию и человека, умение предусматривать поступки других людей и способность изменять их поведение в нужную себе сторону. Мне возразят, что подобные вопросы достаточно хорошо решаются с помощью стандартной психологической подготовки и овладения ряда психотехнологических приемов. Да, но, увы, далеко не всегда и не слишком эффективно. Проще всего проиллюстрировать вышеизложенное на простых примерах. Вам, к примеру, необходимо соблазнить особь противоположного пола или заставить сантехника качественно сделать свою работу. Можно действовать стандартным, принятым в данном обществе способом без учета особенностей самого объекта. Результат может быть таким, какой показан в фильме “Бриллиантовая рука”. С аналогичными целями могут быть использованы определенные психологические приемы, коих множество и которые тоже достаточно стандартны. Они подробно описаны в соответствующей литературе. Хотя ни один автор не даст Вам ответ, как конкретно действовать в строго определенном случае. Оптимальным все же будет активизировать по данному случаю одну из своих собственных внутренних моделей поведения / если таковой нет, создать для конкретного случая, идентифицировав себя с определенным т.н. архетипом коллективного бессознательного/. Совершенно уж другой вопрос, как это конкретно сделать и что активизировать.

 Вы можете манипулировать людьми, играя на жалости, чувстве вины, порядочности, комплексах, принудить их к совершению ненужных и нетипичных действий. Но у Вас, в отличие от практикующих психологов, нет времени и возможности задействовать все возможные варианты по очереди. Необходимо в доли секунды выбрать наиболее оптимальный вариант применительно к конкретному случаю. Можно при желании активизировать программу смерти в выбранном объекте или вызвать безотчетный, панический ужас у окружающих, временно активизировав архетип смерти у себя лично. Можно даже при желании и соответствующей подготовке менять доминирующий архетип подобно одежде в зависимости от времени и цели контакта. Самое парадоксальное в этой ситуации то, что окружающими Вы воспринимаетесь именно в этих определенных психологических рамках, поскольку не играете необходимую роль, а реально становитесь совершенно другим человеком. И никакой детектор лжи не сможет обвинить Вас в неискренности. Можно даже попытаться воздействовать на человека дистанционно. Но это уже несколько иная тема.

Светлана Пискунова, г.Киев e.mail: svitlana_piskunova
« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 »
Powered by SMFBlog by CreateAForum.com

Rating@Mail.ru Jivoe Znanie Yandex.Metrika Raiting SunHome.ru
Powered by EzPortal