Уолш Р.
Шаманы и Шаманизм
(дух шаманизма)
Любая трансформация человека... основывалась
на новом видении космоса и природы человека. Содержание: - Вступление
- Сенсационные сообщения о психических феноменах у шаманов
- Теоретические и экспериментальные данные
- Психокинетические эффекты (ПК)
- Экстрасенсорное восприятие в шаманском целительстве
- Выводы
- Исцеление целителя
- Реинтерпретация симптомов кризиса посвящения
- Работа шамана и его роль
- Шаманство: измененные состояния сознания
- Шаманское путешествие
- Альтруизм и служение
ВступлениеШаманы пользовались в своей работе богатым набором целительских ритуалов, многие из которых имеют психологический смысл, понятный любому представителю западной культуры. Однако, с точки зрения шаманов, тонкие психологические объяснения не отражают сути того, что они делают, поскольку их целительский миф - прежде всего духовный. Шаманы считают, что именно такие духовные проблемы, как, например, вторжение духов или возвращение души могут объяснить болезнь и исцеление.
Существуют два различных подхода в интерпретации шаманских верований. Первый и наиболее распространенный заключается в том, что они - это классический пример "примитивного мышления", схожего с западным мышлением детей, верящих в чудеса. С другой точки зрения, шаманские верования отражают, по крайней мере отчасти, процесс управления психическими способностями.
Парапсихология - это, мягко говоря, противоречивая тема, которую я предпочел бы обойти. Мало в какой еще области исследований существуют противоречия подобного масштаба. Ее сторонники заявляют, что "обширная парапсихологическая литература основывается на целом ряде строгих экспериментов". Скептики, с другой стороны, утверждают, что "за 100 лет исследований еще ни один индивидуум не продемонстрировал такие экстрасенсорные способности, которые смогли бы убедить независимых исследователей".
Сторонники ссылаются на контрольные эксперименты, подтверждающие возможность экстрасенсорного восприятия (ЭСВ) и психокинетического (предполагающего воздействие сознания на материю) влияния на предметы и живые организмы, начиная мышами и заканчивая электронным оборудованием. В связи с темой шаманского целительства уместно будет вспомнить сообщения о контрольных опытах, демонстрирующих психокинетическое влияние на рост растений и грибов, активность ферментов, излечение мышей, уровень гемоглобина в крови у людей. Критики этих опытов оценивают их либо как неубедительные, которые невозможно повторить, либо как следствие некомпетентности и подтасовки данных. До консенсуса в парапсихологии еще далеко. Более того, парапсихология пошла дальше: она ставит под сомнение некоторые фундаментальные, почитаемые веками законы физики.
Несмотря на это, любое интеллектуально честное и непредвзятое исследование шаманского целительства должно ответить на вопрос, действительно ли психофеномены играют в этом какую-либо роль. Потому что, как выразился Уильям Джеймс, "нет такого источника обмана в исследовании природы, который мог бы сравниться с твердым убеждением, что определенные феномены невозможны". Мы можем проверить возможность использования в шаманизме исцеления, индуцируемого с помощью пси-феноменов, несколькими способами. Можно проанализировать сообщения о пси-способностях в других религиозных и целительских традициях, а также сенсационные сообщения о лабораторных исследованиях пси-феноменов, наблюдающихся в шаманизме. Можно также проанализировать сходные черты в шаманских целительских ритуалах и тех состояниях, которые, согласно утверждениям, максимально увеличивают пси-активность.
Утверждения о пси-способностях характерны для многих мировых религиозных традиций. Такие практики, как йога и буддийская медитация, содержат развернутые, подробные наставления о том, как культивировать эти психические силы. Большинство таких техник основаны на развитии способности к максимальной, невероятно глубокой концентрации, несвойственной обычным людям. Но, кроме того, упомянутые традиции содержат и предупреждения об опасностях на пути развития мудрости. Власть развращает, как говорит старая пословица, и, согласно этим традициям, психическая власть не исключение.
Религиозные практикующие не одиноки в своих заявлениях о том, что пси-способности помогают им в их работе. Некоторые весьма авторитетные западные врачи, психологи и психиатры утверждали то же самое. Среди них такие выдающиеся личности, как Фрейд, Юнг, Джером Франк. Франк пишет:
"Мое собственное подозрение, которое я высказываю не без особого трепета и волнения, заключается в том, что наиболее одаренные терапевты имели, должно быть, телепатические, ясновидческие или другие парапсихологические способности. Вдобавок, они обладали чем-то похожим на способность ускорять рост... а это ничем другим, кроме как целительской силой, не назовешь. Любой исследователь, пытающийся изучать подобные явления, ставит под удар свою репутацию серьезного ученого; разве что только самый смелый и решительный может отважиться на подобное предприятие. Зато награда за это может быть бесценной."Сенсационные сообщения о психических феноменах у шамановСенсационные сообщения о предполагаемых психических проявлениях у шаманов - дело обычное. Нижеприведенные примеры являются наиболее впечатляющими иллюстрациями подобного рода сообщений.
Один французский миссионер заявил, что стал свидетелем проявления ясновидения у шамана Новой Каледонии. "Во время великого радостного пира, - писал миссионер, - его внезапно охватило отчаяние, и он заявил, что увидел одного из своих прославленных родственников из Драмы (города, расположенного в нескольких милях) умирающим. В Драму быстро послали каноэ, куда оно прибыло через три часа. Вождь действительно только что умер".
Другой случай, имевший место в Америке, иллюстрирует возможность психокинеза, осуществленного Доном Хосе, известным шаманом индейского племени хуичоли, которого привез в Эсаленский институт в Калифорнию его американский ученик Рам Дасс. По словам Рам Дасса, район вокруг Эсалена к тому времени сильно пострадал от длительной засухи. Дон Хосе вызвался произвести церемонию вызывания дождя, заснятую приглашенной из Би-би-си телевизионной группой. На следующий день изумленные телевизионщики снимали сами себя покидающими Эсален под проливным дождем.
Могут ли служить сообщения, подобные этим, свидетельством возможных пси-способностей у шаманов? Да. Могут ли они доказать существование пси-способностей? Нет. Сенсационные сообщения, насколько бы они ни были впечатляющими, никогда не могут быть полностью убедительными для науки, которая требует неоднократных повторных опытов, исключающих малейшую вероятность ошибки. Кроме возможного фокусничества, даже самый искренний наблюдатель может что-то воспринять, понять или запомнить необъективно.
Одно и то же событие можно истолковать по-разному. Антрополог Богораз, наблюдавший за шаманами-чукчами во время работы, приводит классический пример. Один шаман "...заставил одного из своих "духов" кричать, говорить и шептать прямо мне в ухо. Иллюзия была настолько полной, что я невольно прикрыл ухо рукой, чтобы поймать "духа". После этого он заставил духа войти в землю подо мной и говорить прямо у меня между ногами, и т.д. Все время, пока шаман общался с "отдельными голосами", он бил в бубен для того, чтобы показать, что его сила и внимание полностью задействованы.
Я попытался сделать фонозапись "отдельных голосов духов". ... Когда погасили свет, "духи", немного "постеснявшись", подчинились требованиям шамана и даже начали говорить прямо в воронку граммофона. Запись обнаруживает четкое отличие голоса самого шамана, звучащего издалека, от голосов "духов", которые, казалось, говорили прямо в воронку."
Это произвело на Богораза сильное впечатление, но он остался убежден, что эти эффекты можно было объяснить чревовещанием и другими трюками. Он писал: "шаманы, несомненно, во время своих представлений используют обман в той или иной форме и прекрасно отдают себе в этом отчет. "Среди нас много лжецов, - сказала мне Скребущаяся Женщина, шаман-чукча. - Один носком правой ноги приподнимает шкуру в спальной комнате, а затем будет уверять, что это сделали духи; другой будет говорить в пазуху своей рубахи через рукав, создавая впечатление, будто голос исходит из какого-то необычного места".
Другие же люди были уверены, что Богораз стал свидетелем проявления пси-феноменов. Они согласны, что некоторые шаманы, конечно же, ловкие фокусники и хитрецы, но они указывают, что это никоим образом не доказывает того, что все шаманы только обманщики. С их точки зрения проблема состоит в том, что Богораз "никогда не мог преодолеть ограниченности своего научного образования, чтобы признать, что прикоснулся к тайне... Он объяснил, что все происшедшее было ловким трюком, хотя даже не дал ни единого намека на то, как можно было так искусно все подделать".
Еще один повод для подобного столкновения мнений дает практика хождения по огню. Огнехождение известно среди многих туземных народов, включая и шаманов; особую популярность оно приобрело сейчас в Соединенных Штатах, где споры по этому поводу достигли предельного накала. С одной стороны - это энтузиасты шаманизма, такие, как Элиаде, которые утверждают, что эта способность, по крайней мере среди шаманов, возможна благодаря специальной подготовке. С другой стороны высказываются мнения, что хождение по раскаленным углям можно объяснить в чисто физических терминах. Они делают акцент на таких факторах, как низкая теплопроводимость угля, кратковременность контакта ступни с углями и так называемый эффект Ляйденфроста, суть которого заключается в том, что испарение пота на поверхности ступни обеспечивает возникновение защитного микрослоя. Некоторые люди, такие, как Чарльз Тарт, придерживаются компромиссной точки зрения, согласно которой в этом процессе действуют физические механизмы, усиленные защитными эффектами трансовых состояний, способными свести ожоги до минимума.
Такое противостояние противоборствующих интерпретаций наглядно отражает суть споров вокруг парапсихологии. Суждения большинства людей основываются на их собственных убеждениях. Для одних шаманы - "пси-мастера, охраняющие благополучие своего народа", а для других пси-феномены заведомо невозможны, и, следовательно, шаманы - просто мошенники. Мнения по этому поводу, как вы видите, диаметрально противоположны.
Теоретические и экспериментальные данные Поэтому давайте оставим мнения и обратимся к фактам с вопросом: какие еще существуют свидетельства помимо невероятных историй о пси-способностях у шаманов? В этом нам могут помочь теоретические и экспериментальные данные. Теоретические подтверждения основываются на переоценке традиционных интерпретаций туземной и шаманской "магии". Большинство туземных культур признают существование в природе магических сил и располагают специалистами, утверждающими, что могут этими силами управлять. Антропологи традиционно отрицали эти утверждения как отражение различных психологических и социальных факторов, например, потребности объяснить и контролировать Вселенную.
Майкл Уинклман из Аризонского университета предложил альтернативное и, конечно же, спорное толкование. Уинклман исследовал состояния, в которых туземные практикующие проводят свои магические ритуалы. Эти состояния - такие, как определенные измененные состояния сознания, визуализации, позитивные ожидания, - аналогичны тем, которые, по мнению парапсихологических исследователей, активизируют пси-способности. Можно предположить, что туземные народы методом проб и ошибок разработали систему ритуалов, магических практик, частью которых стали и "предрассудки", способствующие активизации пси-способностей. Пси-феномены, если они действительно имеют место в шаманских практиках, могут проявляться двояко: либо в виде экстрасенсорной способности находить информацию о природе, причине и лечении болезни, либо в виде такого психокинетического эффекта (ПК), как ускоренное исцеление.
Психокинетические эффекты (ПК)Хотя и существует два сообщения о ПК-эффектах у целителей, которых исследователи назвали (с моей точки зрения, неточно) "шаманами", я не могу отметить ни одного исследования случаев психокинеза у истинных шаманов, то есть шаманов, соответствующих данному в этой книге определению. Поэтому сейчас мы еще не можем ответить на вопрос о том, пользовались ли шаманы ПК для того, чтобы ускорять исцеление. Лучшее, что мы можем в таком случае сделать, - это проанализировать исследования подобного рода среди других целителей. Если они обнаружат хотя бы малейшие признаки психокинетически ускоренного исцеления, то это значит, что и шаманы способны на это. Невозможно, конечно, охватить всю тему ПК и целительства, поэтому мы сосредоточим наше внимание на некоторых ключевых работах в этой области.
Объектом одного классического исследования был не шаман, а европейский целитель, пациентами же были не люди, а мыши. Эти наблюдения были проведены Бернардом Грэйдом, известным специалистом в области раковых заболеваний из университета Макджил в Монреале.
Целитель был венгром, лечившим наложением рук. Объектом исследования были мыши с ранами одинакового размера. Ассистент брал одну из используемых мышей, прятал в бумажный пакет и относил к целителю в другую комнату. Целитель, концентрируясь на мыши, держал пакет в раскрытых ладонях в течение нескольких минут. Пакет использовался для того, чтобы исключить возможные последствия простого прикосновения. Остальных контрольных мышей также положили в пакеты и дали подержать людям, не обладавшим какими-либо психическими способностями (в данном случае студентам-медикам). Ассистент постоянно измерял размер ран, не зная, какие мыши были экспериментальными, а какие контрольными.
Результат был поразительным. Раны у экспериментальных мышей зажили значительно быстрее, в некоторых случаях едва ли не вдвое быстрее, чем у контрольных.
В дальнейших исследованиях мыши подвергались воздействию почти минусовых температур. Из контрольных мышей выжило только 14 процентов, в то время как среди "обработанных" - более 60 процентов.
В третьем эксперименте мышей сажали на диету с сильным дефицитом йода, что приводило к опухоли щитовидной железы. Предполагаемое уменьшение веса опухоли свидетельствовало бы о том, что лечение протекает успешно. В конце эксперимента вес опухолей действительно значительно уменьшился.
Данные этих экспериментов, несомненно, впечатляют. Однако, как указывает Чарльз Тарт, помимо пси-исцеления, возможны и другие объяснения. Например, руки целителя могли быть теплее или он как-то иначе обращался с пакетами в сравнении со студентами-медиками. Очень важно исследовать именно эти альтернативные возможности, прежде чем можно было бы остановиться на парапсихологических объяснениях.
Нет необходимости говорить о том, что эти исследования, как и многие другие в области парапсихологии, всегда были предметом горячих споров. Критики указывают, что целитель также участвовал в опытах в качестве ассистента-лаборанта, а значит, мог каким-то образом повлиять на мышей до начала эксперимента. Он знал, какие мыши будут экспериментальными, а какие контрольными, следовательно, он мог манипулировать данными.
Можно, конечно, организовать эксперимент так, чтобы целитель не имел доступа к животным или чтобы исключить влияние таких факторов, как теплота рук или особое обращение. Принимая во внимание впечатляющую природу этих феноменов, такие эксперименты крайне необходимы.
Подводя итог, мы можем сказать, что небольшое число тщательно проведенных экспериментов свидетельствует о том, что некоторые целители могут ускорить исцеление с помощью механизмов, природа которых еще не ясна. Мы не можем утверждать, что в этих механизмах обязательно задействована пси, но мы также не можем утверждать и того, что это не так. Необходимы дальнейшие исследования. Что касается шаманского целительства, то мы можем утверждать только одно: некоторые исследования не отрицают того, что шаманы действительно могут ускорить процесс исцеления еще не известными западной науке средствами. (Два впечатляющих исследования о возможности ПК-эффектов были проведены уже после написания этой книги. Результаты настолько необычны, что сначала возникает желание просто отвергнуть их как совершенно нелепые. Однако это были хорошо продуманные, тщательно проведенные и опубликованные в солидных журналах исследования. В первом эксперименте сердечные больные, о которых молились находившиеся вокруг здания больницы христиане, выздоравливали быстрее, чем те пациенты, о которых никто не молился. Во втором случае интенсивность и фатальность войны в Ливане уменьшилась пропорционально числу людей, занимавшихся ТМ-медитацией в этом районе.
Нет необходимости говорить о том, что эти опыты нужно весьма тщательно продублировать, желательно несколько раз, исключить любую возможность ошибок, прежде чем можно будет признать эти факты. Если они подтвердятся, тогда последствия как для психологии, так и для медицины будут грандиозны.).
Экстрасенсорное восприятие в шаманском целительствеЕще одно из основных проявлений парапсихологических способностей - экстрасенсорное восприятие (ЭСВ) - также может иметь место в шаманском целительстве. Шаманы утверждают, что способны воспринимать вещи, невидимые простым людям. Развитие способности видеть духов является центральным в шаманском обучении. Эта способность позволяет проводить диагностическую и целительскую работу, суть которой заключается в устранении или возвращении "духовной энергии".
Несмотря на всю важность ЭСВ или способности видеть духов, я смог найти только два экспериментальных исследования на эту тему, проведенных с афро-бразильскими шаманами. Испытуемые, однако, были скорее медиумами, чем шаманами, поскольку они демонстрировали одержимость духами, но не совершали духовных полетов. Испытуемые должны были идентифицировать незнакомые предметы, помещенные на некотором расстоянии от них. Никаких признаков ЭСВ обнаружено не было, а в одном эксперименте показатели были еще ниже, чем у контрольных испытуемых.
Отрицательный результат неудивителен, поскольку испытуемые действовали в обычном состоянии сознания. Медиумы же и шаманы обычно утверждают, что их пси-способности проявляются только в необычных состояниях сознания. Итак, эти исследования не исключают возможность проявления пси-способностей у шаманов в измененных состояниях сознания. Экспериментальная проверка такой возможности крайне необходима.
Поскольку шаманы утверждают, что психические способности отчетливее проявляются в измененных состояниях сознания, то не вызывают удивления и их утверждения о том, что психоделики тоже могут усилить эти способности. По этой причине психоделики иногда используются, как вспомогательные средства для диагностирования, особенно в Латинской Америке. Йаге считается особо мощным катализатором психических сил, и шаманы постоянно путешествуют или диагностируют своих пациентов с его помощью. По этой причине растение, из которого делают йаге, называется "вином видений". Некоторые антропологи сообщали, что наблюдали индуцированные с помощью йаге проявления пси, а одно из первых веществ, извлеченных из этого растения, было названо телепатином.
Кроме таких интригующих историй, нет больше никаких других серьезных свидетельств о шаманских психических способностях, вызванных приемом йаге или, если уж на то пошло, любого другого психоделика. Дополнительную информацию по этому вопросу мы можем почерпнуть из клинических наблюдений и исследований, проведенных на Западе. Станислав Гроф утверждает: "Мой собственный клинический опыт ЛСД-психотерапии, особенно на ее продвинутых сеансах, изобилует случаями проявления различных феноменов, напоминающих экстрасенсорное восприятие. ...Любой из ЛСД-терапевтов, имеющий достаточно богатый клинический опыт, слишком часто сталкивается с подобными переживаниями, чтобы не относиться к этой проблеме со всей серьезностью".
Однако, как отмечает Гроф, такие клинические наблюдения довольно трудно проверить. Он предупреждает: "Существует большая опасность передергивания фактов, если не ведутся подробные, своевременные отчеты о психоделических сессиях. Свободное толкование событий, искажения воспоминаний и возможность феномена deja vu во время восприятия более поздних событий - лишь некоторые из основных ловушек".
Поэтому контролируемые лабораторные исследования необходимо продолжать, и первые шаги в этом направлении уже сделаны. Результаты в основном пока отрицательные, попытки получить предсказуемое непрерывное усиление экстрасенсорного восприятия успехом также не увенчались. Лишь отдельные испытуемые демонстрировали прогресс, в целом же сколько-нибудь заметного эффекта добиться не удалось: результаты объясняются безразличием к сути экспериментов и трудностями в концентрации внимания. Во время психоделического сеанса на испытуемого обрушивается целая лавина переживаний, подчас невероятно мощных и драматических. Неудивительно, что испытуемые мало заинтересованы в сути эксперимента и что им трудно сосредоточиться - в сравнении с возникающими переживаниями цель эксперимента кажется скучной и малозначительной.
Поэтому и существуют такие разногласия между естественными сообщениями и клиническими наблюдениями психоделически индуцированных пси-способностей, с одной стороны, и экспериментальными данными с другой. Это говорит о том, что регулярное психоделическое проявление пси-способностей в лабораторных условиях весьма проблематично. Возможно ли оно вообще и можно ли его контролировать, это требует дальнейшего выяснения.
ВыводыК каким заключениям мы приходим на основании всех этих сообщений и исследований? В настоящее время единственное, что мы можем сказать, так это то, что шаманы утверждают, будто они обладают парапсихологическими способностями и что действительно имеются любопытные, вызывающие интерес сообщения о проявлении пси-способностей у шаманов и других местных целителей. Более того, состояния, часто используемые в туземных мистических ритуалах, напоминают состояния, в которых удавалось наблюдать активизацию пси-способностей в лабораторных условиях. Так как у нас еще нет убедительных экспериментальных подтверждений пси-способностей у шаманов и поскольку шаманы не подвергались серьезной проверке, то возможность пси-способностей у них не исключается.
КАК ОНИ ИСЦЕЛЯЮТ САМИ СЕБЯ?Взаимоотношения целителя и пациента - это не улица с односторонним движением. Исцеленным может быть и сам целитель, получить помощь может и сам помогающий. Те же самые взаимоотношения, ритуалы и состояния сознания, которые исцеляют пациента, могут так же исцелить и терапевта. Как мы увидим ниже, даже уже одно желание помочь и исцелить может оказаться благотворным для обеих сторон. Этот процесс взаимного исцеления особенно важен для шаманов, поскольку шаманы всегда были "ранеными целителями", так или иначе пострадавшими в прошлом. Как клинические наблюдения, так и мировые мифы свидетельствуют о том, что тот, кто сам прошел через свою собственную болезнь, может лучше, чем кто-либо другой, помочь облегчить чужие страдания. Как сказал Карл Юнг, "страдающий устраняет страдания".
Шаманы - это люди, которые часто сами очень сильно страдали. Эти страдания могли обрушиться на них неожиданно во время кризиса посвящения либо шаманы сами сознательно шли на страдания во время периодов уединения и аскетизма. Зачастую эти люди преодолевали кризис через камлание и помощь другим. Иногда "шаман должен сначала вылечить себя и свою болезнь посвящения и только потом лечить других членов своей общины".
Либо шаман лечит себя, помогая другим, либо сначала излечивается сам, а потом помогает другим, очень важно при этом продолжать камлание и оказание помощи для того, чтобы избежать возвращения болезни. Чукчи говорят, что "пока шаман находится в состоянии вдохновения, он должен заниматься лечебной практикой и не скрывать свою силу - в противном случае она заявит о себе в виде кровавого пота или припадка сумасшествия, подобного эпилепсии".
Если шаманские практики действительно самоисцеляющие, то как происходит такое исцеление? В шаманских культурах исцеление становится возможным благодаря тому, что шаман устанавливает связь с духами, но такое самоисцеление можно трактовать и в терминах психологических процессов. В зависимости от системы верований эти психологические процессы можно рассматривать либо как служащее связующим звеном дополнение к духовным аспектам, либо как полное их (духовных аспектов) выражение.
Что же тогда представляют собой психологические факторы, которые могли бы, хотя бы частично, объяснить столь драматичное превращение шамана из пациента в целителя, из жертвы в помогающего, из психически больного в психотерапевта? Как можно объяснить то, что шаманы часто оказываются самыми здоровыми членами своей общины? Эти процессы включают в себя сдвиг в интерпретации шаманом своих симптомов, последствия выполнения шаманской роли и работы, эффекты измененных состояний сознания, психологические изменения, происходящие во время шаманских путешествий, и результаты следования принципам альтруизма и служения.
Реинтерпретация симптомов кризиса посвященияШаманский кризис посвящения начинается как драматическое, нарушающее привычный жизненный уклад беспокойство. В нашей собственной культуре человеку, охваченному подобного рода беспокойством, будет скорее всего поставлен диагноз какой-либо психической болезни, а врачи наверняка постараются подавить ее симптомы с помощью медикаментов. Врачи считают пациентов больными, пациенты считают, что так оно и есть.
В первобытных племенных культурах подобные симптомы трактуются совершенно иначе. Пациент - это будущий шаман, а симптомы - это свидетельство не патологии, а зова; не экстремальной ситуации, представляющей угрозу здоровью, которую нужно подавить, а пробуждения, которому нужно идти навстречу. Здесь мы имеем пример того, что западные психологи называют реатрибуцией или переструктурированием. Это мощная техника, с помощью которой психические симптомы реинтерпретируются с более благотворной, более здоровой точки зрения. Это вдохновляет пациента на принятие симптомов и работу с ними и даже на высокую их оценку как части жизненно важного процесса развития и познания.
Будущий шаман не томится и не барахтается беспомощно в своих переживаниях. Наоборот, он стремится изучить целительские ритуалы и в конечном итоге помочь другим. Новички уверены в том, что их симптомы излечимы и что они могут исцелить сами себя. Эта вера помогает им осознать собственные силы, усиливает чувство уверенности и самоуважения, что подкрепляется также выполнением роли и работы шамана.
В результате этих процессов у шаманов наблюдается радикальный сдвиг во взглядах на мир и свое место в нем. Негативное отношение к болезни устраняется, шаманы теперь уже преисполнены позитивных ожиданий относительно самих себя, своей роли и своих возможностей. Поскольку новые убеждения и ожидания имеют тенденцию функционировать как самоосуществляющиеся пророчества, последствия таких сдвигов могут быть необычайно мощными и целительными.
Работа шамана и его рольЛюбить и работать - эти два слова для Зигмунда Фрейда являлись критериями психического здоровья. О способности шамана любить мы знаем очень мало, но его способность заниматься осмысленной, полезной работой сомнений не вызывает. Для племени работа шамана имеет важное, даже решающее значение, а потому позволяет ему занимать видное положение, дает власть, привилегии и другие блага и, возможно, спасает его от той неприметной участи, которая была бы ему уготована, будь все иначе. Она укрепляет в нем чувство собственного достоинства и уверенность в себе..
Шаманство: измененные состояния сознанияШаманы способны по собственному желанию входить в измененные состояния сознания. Это умение - одна из определяющих их характеристик. Некоторые измененные состояния могут быть целебными как для психики, так и для психосоматики человека. Наверное, самое простое и наиболее известное из таких целительных состояний - релаксация, которая является эффективным средством противодействия психологическому стрессу, а также своего рода противоядием от целого ряда вызываемых стрессом соматических расстройств.
Состояния транса также могут быть целебными. Шаманы могут входить в транс, легко переходящий в самогипноз. Множество данных подтверждают мысль о том, что самогипноз может быть мощным средством самоизлечения. Поскольку шаман входит в измененные состояния в надежде получить помощь и излечение и поскольку его ожидания могут действовать как самосбывающиеся пророчества, эти ожидания уже сами по себе могли бы произвести существенный целительный эффект. Когда к силе транса и гипноза прибавляется сила ожидания, вероятность самоизлечения в шаманских состояниях может значительно повыситься. К тому же многое в работе шамана происходит под музыку и пение, что многими древними обычаями и верованиями, а также некоторыми современными направлениями терапии рассматривается как немаловажный целительный эффект.
Шаманское путешествиеКроме того, что шаманское путешествие само по себе целительно, возникают и другие специфические переживания, которые оказывают благотворное влияние на психику шамана. Например, в ходе странствия значительно уменьшается страх, когда шаман встречается лицом к лицу с ужасающими его сценами и духами. Могут возникать, угрожая душе и самой жизни шамана, видения смерти и разрушений, злые духи и сверхъестественные силы, но несмотря на любые предстающие его взору ужасы, задача шамана не бежать от них, не отступать, а противостоять им и преодолевать все то, что мешает добыть информацию и исцеление для своей общины.
Современные исследования свидетельствуют о том, что подавить страх можно, сознательно идя ему навстречу. По сути, одно из стратегических направлений терапии, называемое имплозией (то есть взрывом, направленным внутрь), по всей видимости, сходно с тем, что испытывает шаман. Основной принцип имплозивной терапии - заставить пациента вызвать интенсивные образы того, что его страшит, противостоять им, пока он не сможет реагировать ни них менее болезненно. В результате наступает десенситизация (возвращение к нормальному состоянию, восстановление духовного равновесия), при которой образы, а также реальные внушающие страх объекты, события и люди, символом которых эти образы являются, теряют свои устрашающие качества.
Сходство этого процесса с переживаниями шаманского путешествия очевидно. Сами шаманы признают такой процесс десенситизации и утверждают, что "вы можете увидеть мертвецов, подходящих к вам, и услышать, как гремят их кости. Если вы слушаете и смотрите на это без страха, то никогда и ничего не будете бояться".
И все же здесь есть одно существенное отличие. Оно заключается в том, что в путешествии образы возникают не в результате намеренного выбора, как при имплозии, а спонтанно. Спонтанные устрашающие образы, очевидно, символизируют тень, т.е. те аспекты нашего Я и нашей психики, в которых мы сами себе не признаемся и которые подавляем, потому что считаем их чем-то плохим, зловещим и пугающим. Когда мы признаем существование этих теневых аспектов нашей психики и смело им противостоим, они сразу же лишаются своей устрашающей силы.
Это противоборство с тенью рассматривается в юнгианской психологии, как необходимая и обязательная стадия на пути к индивидуации, то есть процессу становления нашего истинного Я. Интересно, что сам Юнг рассматривал шаманские образы, как свидетельство процесса индивидуации у шамана.
Еще один целительный процесс, происходящий во время путешествия - идентификация с духами и животными силами. Современные физиотерапевты, психиатры и невропатологи считают подобного рода идентификацию мощным инструментом психотерапевтического воздействия. Вполне возможно, что именно этот процесс вот уже тысячи лет помогает шаманам исцеляться.
Альтруизм и служениеШаманы служат своей общине. Такое служение - завершающий этап путешествия героя и конечный итог подготовки шамана, а также всех испытаний и инициаций, выпавших на его долю. Как указывает Майкл Харнер, шаманизм в высшем своем проявлении "...далеко выходит за рамки самоосуществляемой трансценденции обыденной действительности. Это - трансценденция во имя более высокой цели: помощи роду человеческому. Шаманское просветление - это способность осветить то, что другими воспринимается как тьма, тем самым видеть и путешествовать от имени... всего человечества."
Конечно, шаманы в этом не одиноки. Целый ряд древних верований и современных направлений психологии видят в служении естественное выражение успешного развития. Более тысячи лет тому назад третий Патриарх дзен воскликнул: "Целостный ум, вставший на Путь, свободен от эгоистичных желаний".
Сегодня многие психологические школы рассматривают альтруизм и служение, как критерии здоровья. Согласно Абрахаму Мэслоу, "все до единого самореализовавшиеся люди вовлечены в дело, выходящее за пределы их собственных интересов".
Невротическая мотивация служения также не исключена, но в целом прослеживается четкая взаимосвязь между психическим благополучием и активностью служения.
Попросту говоря, наблюдается следующая тенденция: чем крепче психическое здоровье, тем активнее человек вовлечен в служение. И только недавно было признано, что справедливо и обратное: не только здоровье приводит к служению, но и служение может привести к улучшению здоровья. Некоторые исследования наводят на мысль о том, что служение другим может положительно сказываться как на психическом, так и на физическом состоянии человека. Те, кто помогает другим, могут испытать так называемую "вершину помогающего" - обобщенное выражение чувства благополучия, удовлетворения и собственного достоинства, в котором "купается" помогающий после своих добрых деяний.
"Вершина помогающего" может трансформироваться и в нечто полезное для физического здоровья: подчас исчезает головная боль, нормализуется давление, активизируется функционирование иммунной системы. Мэслоу, который понял это одним из первых, писал: "Лучший способ научиться помогать - это стать лучше. Но стать лучше можно, только помогая другим. Поэтому я должен делать то и другое одновременно, и я могу делать это одновременно".
Это удивительно созвучно замечанию Майкла Харнера о том, что "в конечном счете в шаманизме нет различия между помощью другим и помощью себе. Помогая другим, шаман становится более сильным, более жизнерадостным, более самореализованным".
Быть может, шаманы - одни из первооткрывателей мысли, высказанной Альбертом Швейцером: "Лишь те из вас будут воистину счастливы, кто искал и нашел, как служить другим". И шаманы действительно смогли не только обеспечить себе счастье, но и, судя по всему, здоровье.
Уолш Р. (C)