Ru.Parapsychology: парапсихология в России | Портал фонда пси-исследований

Парапсихология, психофизика, Psi-исследования => Библиотека. => Тема начата: ЭлигоС от Марта 04, 2013, 04:45:14 pm

Название: Парапсихология, здравый смысл
Отправлено: ЭлигоС от Марта 04, 2013, 04:45:14 pm
Действительно анекдотично звучат в этом кон-тексте слова великого физика Макса Планка о том, что принципы новых открытий всегда с большим доверием воспринимаются из уст других ученых. Новые научные истины, как замечает Планк, при-знаются не в тот момент, когда ученому удается убе-дить своих коллег, а много позже, когда вырастет новое поколение, воспитанное на этих истинах.

Подобную мысль высказывает известный психо-лог Г.И. Аизенк: «Ученые, если их вырвать из круга узкоспециальных интересов, — те же пациенты, та-кие же упрямые недоучки, как обычный среднеста-тистический человек, но их мнение и оценка тем опаснее, что их неординарная интеллигентность дает им возможность скрыть свое мнение в потоке столь же неординарных и высокопарных слов».

Сдержанность ученых в отношении парапсихо-логии объясняется не только рациональными причи-нами (осторожностью перед признанием недостаточ-но обоснованных утверждений), но и порой чисто эмоциональным ее неприятием. Они просто игнори-руют парапсихологию. Тиррелл назвал такую позицию «тактикой расслабления» (escapist tactics). Однако настоящие причины следует искать в том, что открытия, которые парапсихологи «...явили миру, существенно противоречат общепринятому представ-лению о природе вещей. Такие факты, как телепатия или прорицание, не укладываются в рамки привыч-ного понимания. Телепатия предполагает коренную переоценку возможностей человеческой личности. В целом можно сказать, что открытия в области пара-психологии окончательно меняют всю картину дей-ствительности, разрушают наивный реализм, который закрепощает человеческий дух и который оказывается крайне иллюзорным. Можно предполо-жить, что неприязнь к парапсихическим явлениям вызвана инстинктивным желанием людей защитить реализм во имя «здравого смысла». При этом речь идет о защите определенных постулатов веры... По-этому оцепенение быстро уступает место старому, привычному способу познания себя и мира, вопреки как проявлению парапсихической реальности, так и собственному парапсихическому опыту...

Хотя трудно описать ситуацию в полном объеме, однако можно попытаться представить ее таким об-разом: мир, в котором мы живем и действуем, от-крывается нам с помощью чувств. Они определяют наше духовное, душевное и физическое состояние в гораздо большей степени, чем наш интеллект. Эта естественная обусловленность так сильна и внуши-тельна, что мы пропитаны ею до мельчайшей части-цы своего естества. Она, скорее, у нас в крови, чем в сознании... Способность к чувственному познанию является свойством нашей духовной структуры, сформировав-шимся в процессе биологического развития и скло-няющим нас к отрицанию всего того, что не соответ-ствует привычному представлению и опыту... Предмет исследования парапсихологии a priori окружен нимбом неправдоподобности. Только тогда, когда мы, вынужденные действовать самостоятельно, заставим свой разум разобраться с этим лишенным вещественных доказательств утверждением, мы увидим, насколько оно иллюзорно...».

Таким образом, парапсихические явления противоречат тому, что «современный здравый смысл» считает неизменным и безусловным. В.Ф. Сванн в свое время заметил, что каждая теория, удачно объясняющая факты, на которые она опирается, создает вокруг себя атмосферу common-sense* данной эпохи. Но знание и познание не стоят на месте. Открываются новые или находящиеся до какого-то времени в тени факты, а старые теории уступают дорогу новым. Со временем изменяется ядро common sense, и то, что в прошлом казалось не имеющим смысла, вдруг оказывается совершенно очевидным. В этой связи нельзя упустить еще один важный момент. Несмотря на то, что парапсихические явле-ния представляются нам необычными и противоре-чащими нашему повседневному опыту, в действительности они не противоречат ни одному из открытых к этому времени законов природы. Все возражения основаны на кажущихся противоречиях. В принципе, парапсихология утверждает только то, что, кроме открытых естественными науками законов, существуют и другие, более сложные, которые действуют лишь при определенных условиях и, к тому же, крайне редко. Если принять это к сведению, то придется признать, что бесцеремонное «априорное» отрицание парапсихических явлений является абсолютно ненаучным.

Парапсихология не противоречит законам приро-ды. Она лишь выдвигает новые тезисы, которые рас-ширяют наши знания, обнаруживая иное измерение мира, обогащая иными законами, которые действуют лишь в особых условиях и проявляются при раскре-пощенной деятельности высшей нервной системы. История естественных наук учит нас тому, что любое минимальное отклонение от принятых определений законов природы, которое противоречит общеприня-тым формулировкам, требует принципиально новых подходов и новых формулировок, способных более точно описать природу явления. Классическим при-мером такой революции в современной физике и аст-рономии могут служить квантовая теория и теория относительности, которые и вызвали эту революцию. Эти две теории также первоначально основывались на труднообъяснимых наблюдениях, однако впоследствии привели к открытию новых законов, которые обогатили научную картину мира. Основанный на чувственном познании образ мира, который стал фундаментом, так называемого наивного реализма, и наша способность воспринимать предметы и явления только в человеческом измерении, постепенно, благодаря развитию теоретической физики, изменяются, и, через призму математики, мы теперь можем понять процессы, происходящие как в микрокосме атома, так и в макрокосме звезд. Можно предположить, что таким же образом открытия в области парапсихологии дадут нам новое осмысление мира, которое мы могли бы назвать сверхчувственным образом мира. Этот образ мира может оказаться более адекватным как психическим процессам, происходящим в человеке, так и созданным с их помощыо культурным ценностям.

В связи с этим необходимо отвергнуть обвинения, выдвинутые в адрес парапсихологии авторами, исповедующими промарксистские взгляды. Ленинг-радский философ В.П.Тугаринов указывает на опас-ность такого рода философской аргументации, которая тормозит развитие парапсихологии и сдерживает научное исследование рассматриваемых явлений. Признавая существование СВ, мы тем самым ока-зываемся перед вопросом, имеет ли смысл разработка теории «сверхчувственного познания». Однако прежде всего не имеет смысла подобная постановка вопроса, поскольку нет никаких оснований противопоставлять СВ обычному чувственному познанию. Просто мы привыкли признавать только те способы получения информации, в которых рецепторами являются органы чувств.

Разумеется, отсюда не следует вывод, что это единственный источник информации. СВ должно пониматься как чувственное познание подобных процессов. Конечно, на данном этапе своего развития СВ гораздо менее совершенно, чем чувственное познание, а механизм его воздействия до сих пор неизвестен. Мы должны понимать его как новое чувство, которое при дальнейшем усовершенствовании может оказаться очень полезным для человека. Телепатию, одну из форм СВ, некогда называли «пересыланием мысли». Это, несомненно, не вполне удачное название стало причиной недоразумений, имеющих скорее семантическую природу. Спрашивается, как можно утверждать, что мысли, эти независимые и существующие сами по себе эфемерные явления, могут быть увидены или перенесены из одного мозга в другой? Это мнимое противоречие успешно разрешил советский философ А.Г.Спиркин. Он высказал идею, что телепатия — это не только перенесение мысли; то, что пересылается, представляет собой нечто более сложное, чем мысли носителя, или эвентуального агента.

Здесь происходит процесс, подобный способу передачи информации с помощью разговорной речи посредством энергии звуковых волн.

Источник: неизвестен